Не хочу учить уроки

Образование


Каникулы завершились. Началась самая длинная четверть. Снова школа, снова уроки. Как же не хочется их готовить! Почему ребенок отказывается делать домашнее задание, и что делать родителям наш сегодняшний разговор.

Станислав Никитенко

Драмкружок, кружок по фото…

Причины могут быть разные. От боязни сделать ошибку при выполнении домашней работы, лени, страха перед родителями… Также ребёнок может быть утомлён количеством нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает, например, музыкалку, художественный кружок и секцию по шахматам.

Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков предостаточно. Домашнее задание в современной школе – дело весьма непростое, часто для его выполнения нужны усилия всей семьи. Если родители определили, почему их чадо отказывается делать уроки, им нужно приучать себя к терпению и пониманию, что их ждёт трудная миссия домашних наставников.

Мотивируем

Если в школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.

Большую роль в данном вопросе играет возраст детей. Чаще всего отказываются выполнять домашнее задание первоклассники. Основной причиной у них является несформированность правильной положительной мотивации. Проще говоря, им ещё не интересно учиться. Они живут не будущим, а настоящим – игрушками, компьютерными играми, прогулками с друзьями.

Попробуйте превратить процесс учёбы в увлекательное занятие, игру. Существует много вспомогательных материалов. Например, интерактивная игра «Письма из сказки». Здесь в игровой форме ребёнок сам ведёт уроки, сам объясняет, сам ставит оценки. Подробную информацию можно посмотреть здесь: http://www.pisma-iz-skazki.ru/

Родителям старшеклассников

Заставить делать уроки старшеклассника сложнее. Родителям стоит задуматься, как делать уроки без криков, ведь, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего ребенка во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней. В итоге они просто отказываются выполнять домашку.

Переходный возраст (12-15 лет) может серьёзно повлиять на успеваемость. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто переживают первую влюблённость, стремятся произвести впечатление на сверстников. Родители становятся оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от семьи, получить право самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители начинают давить на детей. Но бывает, что ребёнок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу – следствие протеста.

Что делать?

1. Попытайтесь понять, почему ваш ребёнок не хочет выполнять домашнее задание. Знание причины – лучший способ ей противостоять. Помните, что воспитание подростка строится на доверии. Создайте ситуацию, при которой вы будете доверять подростку, но в случае обмана ответственность должна полностью ложиться только на него.

2. Примите во внимание эмоциональные факторы. Некоторые ситуации требуют более тонкого подхода. Мотивируя подростка, следует избегать постановки слишком сложных задач. Страх может сыграть отрицательную роль. Как ни парадоксально, боязнь плохо что-то сделать ведёт к тому, что человек решает не делать вообще ничего. Если главными причинами невыполнения домашней работы являются не лень и не развлечения, тогда следует попытаться поговорить с ребёнком откровенно о том, что происходит в его жизни.

3. Принесите подростку его портфель. Это кажется глупым, но может сработать. Подростки ленивы по природе. Им трудно приняться за домашнюю, если рюкзак в одной комнате, а они – на диване в другой. Иногда они могут забыть о домашнем задании, если напоминания о нём нет перед глазами.

4. Помните, что домашняя работа не в списке приоритетов. Для подростков более важны друзья и хобби. Домашнее задание рассматривается как побочный эффект. Не сомневайтесь, среди друзей вашего ребёнка есть такие, кто полностью игнорирует задания, оказывая негативное влияние. Покажите подростку, что можно быть крутым и иметь хорошие оценки одновременно, эти понятия не исключают друг друга. Сделать это можно, рассказав истории о проваленных экзаменах и несделанной домашней работе из своего детства. Беседа не должна выглядеть как поощрение невыполнения домашнего задания.

5. Обсудите последствия. Если подросток планирует погулять с друзьями, не заставляйте его сначала сделать домашнюю работу. Предупредите: если он не выполнит поставленную задачу, то не будет гулять неделю. Позвольте ему уйти, предупредив о последствиях.

6. Используйте техники позитивного настроя. Подростки могут чувствовать себя любимыми «с условиями», то есть могут считать, что вы тепло к ним относитесь, только если они сделали что-то хорошо. Это может привести к депрессии и раздражительности. Пытайтесь быть позитивными. Если подросток пришёл к вам и рассказывает что-то ужасное, например, неудачу на итоговой контрольной или что-нибудь подобное, отнеситесь с пониманием. Ему потребовалось немало храбрости, чтобы собраться с духом и рассказать. Чем спокойней вы отнесётесь к его откровению, тем больше вероятность, что подросток придёт к вам обсудить свои проблемы ещё не раз.

7. Заставьте начать. Вместо того чтобы говорить «делай домашнюю работу», приведите подростка на рабочее место и сядьте рядом. Не уходите, вторгаясь в его личное пространство, до тех пор, пока он не откроет тетрадь и не начнёт работать. Проследите, что он действительно принялся за дело. Иногда достаточно и этого небольшого нажима. Как только он включился в выполнение домашнего задания, можете уйти, дав ему возможность продолжить.

8. Отслеживайте историю работы с компьютером. Можно установить родительский контроль и другие ограничения на доступ в Интернет.

9. Не требуйте слишком многого. Например, чтобы ваш ребёнок так же отлично учился, как и вы. Если он забывает о каких-либо заданиях или поручениях, это ещё не говорит о безответственности. Это значит, что он просто подросток. Не придирайтесь, делайте напоминания в забавной форме. Используйте своё чувство юмора, чтобы напомнить, не говоря при этом ни слова. Покажите пальцем, нарисуйте стрелку, используйте загадки или просто напишите задание на бумаге и оставьте её на столе или двери. Если вам всё же нужно сказать, используйте фразы вроде «Ты помнишь, о чём мы договаривались?».

10. Не придирайтесь и не давите. Это заставляет подростков сопротивляться ещё больше. Будьте добрыми и настойчивыми. Устройте совместный мозговой штурм. Подростки более склонны соблюдать план, в составлении которого они сами принимали участие.

Советы школьникам

 «Как готовить домашнее задание по русскому языку»

1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори забытые правила.

2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

3. Прочитай задания упражнения.

4. Прочитай все упражнения, устно выполни задания к ним.

5. Выполни упражнение письменно.

6. Проверь всю работу.

«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»

1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм.

4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

7. Повтори стихотворение перед сном.

8. Утром ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

 «Как решать задачи»

1. Прочитай задачу и представь себе то, о чём говорится в задаче.

2. Запиши задачу кратко или выполни чертёж.

3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.

4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.

5. Составь план решения.

6. Выполни решение.

7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

Добавить комментарий