11 ноября наша страна отмечает День экономиста. В преддверии этого праздника мы поговорили с выпускницей экономического факультета Кемеровского сельхозинститута, предпринимателем Татьяной Сергеевной Сафоновой, которая вместе с супругом Дмитрием Михайловичем оказывает такие услуги населению, как автомойка самообслуживания, общепит, сдаёт в аренду складские и производственные помещения, имеет дочернее предприятие «Коврочист-42» – стирка ковров. Разговор с Татьяной Сергеевной мы предлагаем вашему вниманию.

Должен ли предприниматель быть экономистом?

- Татьяна, не каждый экономист должен быть предпринимателем, но каждый ли предприниматель обязан быть экономистом?

- С точки зрения – уметь считать деньги, просчитывать риски, прибыль и прочие доходы-расходы, конечно, обязательно нужно быть экономистом. Но не обязательно – по образованию. Я знаю людей, у которых нет «корочек» экономиста, но они настолько успешно ведут свои дела, что любой дипломированный специалист позавидует. Опять же, сейчас ХХI век, и для тех, у кого нет специального образования, есть такие платформы, где, при открытии ИП, тебе всё просчитают-рассчитают: и налоги, и зарплаты, и платёжки, и всё остальное.

- А ваше образование помогает вам вести бизнес?

- Конечно, помогает. Мы в институте изучали и бухучёт, и маркетинг, и друге науки, которые мне, конечно, пригождаются. Но без опыта тоже – никуда. Мне приходится устанавливать цены, просчитывать себестоимость, анализировать и мониторить конкурентов, и многое другое.

Умение считать деньги

- Татьяна Сергеевна, экономия, по большому счёту, это – умение считать деньги. Как же вы считали, когда открывали столовую для сотрудников. Это же невыгодно, как мне кажется.

- Во-первых, это делалось для экономии времени, которое наши сотрудники тратили на обед, им же приходилось куда-то выезжать. А тут они покушали, и сразу могут приниматься за работу. Я, конечно, рассчитывала на минимальный штат и понимала, что может случиться так, что заработать на этом удастся немного, может быть, придётся «выйти в ноль», но, тем не менее, надеялась и на то, что люди, приезжающие на автомойку могут зайти – съесть пирожок и выпить кофе, опять же, как арендодатели мы более привлекательными становились, поскольку арендатор видел - тут есть не только помещения, но и место, где можно покушать.

А когда мы поняли, что наша кухня людям нравится, что приходят кушать не только наши сотрудники, то начали расширяться. Если в начале у нас было только три работника в столовой, то теперь уже семь человек.

Считать, при этом, приходится всё: сколько уходит воды, сколько тратится электроэнергии, сколько придётся заплатить за канализацию, отопление, пожарную сигнализацию, налоги на зарплаты и наши предпринимательские налоги и многое другое, вплоть до чистки снега. То есть, обязательно составляется бизнес-план.

Опять же, нужно закупать продукты, и этим занимаюсь лично я, уже не только, как экономист, но и как хозяйка: нужно найти такие товары, чтобы соотношение «цена-качество» было адекватным.

Копейка к копеечке

- Фраза «Экономика должна быть экономной», как воплощается в вашем бизнесе?

- Ну, вот такой пример. Мы сортируем мусор. Конечно, мы могли бы его в общие мульды ссыпать и тогда тратить средства на вывоз мусора. Но, мы решили по-другому. Картонные коробки, пластик – всё отдельно. Мы этот сортированный мусор сдаём, получаем за это деньги и ими расплачиваемся за вывоз остальных отходов. Получается, что мусор нам вывозят, практически, бесплатно. Не говоря уже об экологической стороне вопроса.

Другой пример – когда я закупала оборудование для столовой, мы брали обычные плиты и духовые шкафы. А сейчас мы приобретаем индукционные печи, современный пароконвектомат, которые по энергопотреблению гораздо выгодней, хотя на старте и стоят дороже. Но со временем эти затраты окупятся, а за энергию нам придётся платить гораздо меньше.

Так, копеечка к копеечке, получается экономить.

Советы начинающим предпринимателям

- Что вы посоветуете начинающим предпринимателям, как экономист?

- Нельзя бросаться в бизнес, как в омут с головой. Нужно уметь просчитать все риски. Многие начинают дело с кредита, не думая о том, как может вырасти курс доллара, например, или упасть спрос на услуги, или товары в связи с экономическим кризисом в мире, и чем придётся отдавать. Конечно, можно нанять специалиста, но всё просчитать невозможно, поэтому необходимо также очень хорошо знать и любить то дело, которым собрался заниматься.

Вот у нас с мужем получился неплохой тандем. Он понимает в технической части, я – в экономической. Я помогала ему вести дела, ещё когда работала на частном предприятии в качестве наёмного работника. Ему одному было бы очень сложно: это и заполнение деклараций, и отчётов и т. п.

И ещё – хочешь стать предпринимателем, забудь о спокойных снах, если ночью пришла какая-то мысль по работе, ни за что не уснёшь.

Пожелания к празднику

- Что вы пожелаете своим коллегам – экономистам?

- Я от души желаю, чтобы их труд всегда высоко оценивался. Это только кажется, что «с этими бумажками и делать-то нечего», как некоторые говорят. На самом деле, хоть труд бухгалтера, экономиста не виден, но он очень важен и сложен. Поэтому и желаю, чтобы наша работа всегда была оценена по достоинству.

Беседовала Ангелика Вольф

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».