25 января свой юбилейный 80-й день рождения отметила наша землячка Валентина Ивановна Тетёркина. Педагог с 55-летним стажем, Валентина Ивановна продолжала трудиться на общественных началах в Музее Мозжухинской школы вплоть до осени прошлого года. Сейчас после перенесённой болезни наша героиня дала себе возможность отдохнуть. Но кто знает, возможно завтра к ней обратятся её коллеги с просьбой провести экскурсию, встречу, или классный час, и Валентина Ивановна снова не сможет отказать.

Как мечта превратилась в реальность

Валя родилась в 1942 военном году в посёлке Темиртау Таштагольского района. В семье было трое детей, мама Валентина Григорьевна работала в детском саду, а отец Иван Семёнович трудился инженером-энергетиком. Такие специалисты были необходимы в тылу, а потому у Ивана Семёновича Мишуры была бронь. Судьба распорядилась так, что папа Вали трагически погиб на строительстве электростанции, когда девочке было всего шесть лет. Но, несмотря на все обстоятельства, Валентина Ивановна вспоминает о детстве только с теплом: «Да, наше детство не было сытным, но это было весёлое, хорошее детство».

Главной мечтой подрастающей девочки-подростка была профессия учителя. Но всё пошло не по плану.

«Когда в 1957 году мы окончили семилетку, я написала заявление в педагогический техникум, а моя подружка, пока я была в гостях, написала за меня заявление о поступлении в Мариинский сельскохозяйственный техникум. При этом я никогда не жила в деревне и не знала никаких деревенских профессий. Так вот, я по конкурсу прошла и поступила, а она не прошла и уехала домой. Потом, когда я узнала, что это за профессия, то решила бросить техникум. А училась хорошо. Когда директор узнал, то вызвал меня и говорит: «Ну, и что ты будешь уходить. Вот, сейчас закончишь, получишь средне-специальное образование, а потом иди!». Я так и сделала», - вспоминает Валентина Ивановна.

А в 1960 году, на 4-м курсе студентка отправилась на производственную практику в совхоз Горняк, Кемеровского района. Там она познакомилась с Владимиром Тетёркиным, который в 1961 году стал её мужем. После госэкзаменов молодые остались жить в Благодатном (тогда – Ферма №2 совхоза Горняк). Всё, что случилось дальше, можно назвать чудом, или провидением. В то время, в сентябрь-октябре 61 года, в посёлке начали возводить пристройку к зданию местной школы, и Валентина вместе с учителями и родителями Благодатненской началки принимала в строительстве активное участие. Неудивительно, что молодую девушку заметили, и уже в ноябре пригласили на работу учителем биологии, химии, географии. Благо, полученное образование позволяло преподавать эти предметы.

Вехи профессионального роста

Мысли получить высшее педагогическое образование Валентина Ивановна не оставляла, и после переезда в Мозжуху в 1968 году - молодым дали жильё в этой деревне, поступила в Кемеровский педагогический институт, параллельно работая уже в Мозжухинской восьмилетке учителем русского языка и литературы. Заканчивать пришлось с перерывами, из-за болезни, но, тем не менее, в 1978 году у нашей героини был на руках диплом филолога.

Дальше Валентина Ивановна вспоминает так: «Директором школы тогда был фронтовик Александр Васильевич Логунов, чьё имя носит сейчас наша школа. Он уходил на пенсию и уговорил меня, вместе с Дмитрием Ивановичем Мостовщиковым, принять школу. Самое лучшее воспоминание тех времён - это то, что мне, вместе с родителями и педагогами, удалось добиться того, чтобы нам построили новую школу. Старенькая деревянная школа уже заваливалась. Мы вместе писали письма в ЦК партии, в Москву трижды. У нас была женщина в родительском комитете, которая училась там в аспирантуре, и она лично относила эти письма в Министерство просвещения. Потом у нас были многочисленные комиссии из области, после чего решение строить школу было принято. Строительство началось в ноябре, а уже в августе мы разрезали ленточку».

На должности директора Валентина Ивановна отработала 16 лет, после чего в августе 1993-го, осталась работать в школе только учителем русского языка и литературы.

Все годы, которые Валентина Ивановна провела в Звёздненском поселении, она искренне интересовалась судьбами своих земляков. На то, помимо личного интереса, были причины: после войны колхоз имени Карла Маркса, например, за короткий срок стал колхозом-миллионером. И трудились в нём не простые люди, а те, кто прошёл испытание страшной войной «и остался не озлобленным, отзывчивым, трудолюбивым человеком». О таких людях должны знать и помнить, решила Валентина Ивановна, и в 2000 году создала при школе Комнату боевой и трудовой славы, которой уже через пять лет был присвоен статус самого настоящего музея.

В этом музее Валентина Ивановна проработала двадцать с лишним лет. Сначала – руководителем, а после выхода на пенсию - волонтёром, продолжая собирать сведения об истории Мозжухи и её жителях и знакомить с ними учеников и гостей музея.

Забывать нельзя

Виртуальную экскурсию по музею Валентина Ивановна устроила и для нас. А причиной для этого стала ещё одна памятная дата: ровно через восемь дней после юбилейного дня рождения нашей героини, 2 февраля, Россия празднует День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. И эта дата тесно связана с судьбами земляков Валентины Тетёркиной, потому что 12 жителей Мозжухи стали участниками боёв за Сталинград. Валентина Ивановна рассказывает о них так:

 «Александр Васильевич Логунов был лётчиком. У него было 18 правительственных наград. Когда он надевал свой костюм с орденами, они тихонько звенели, как хрустальные бокалы. Он совершил 555 боевых вылетов и стал участником парада Победы в 1945 году в Москве. Его однополчанин – Евгений Тимофеевич Шибалов, который на войне был механиком, чинил самолёты, а в мирное время стал работником областного телевидения, дважды приезжал в наш музей и рассказывал, что однажды самолёт Александра Васильевича Логунова приземлился с 32-мы пробоинами. Он говорит: «Мы поразились, как можно было такой самолёт посадить, и мы все говорили: «Какой хороший у Александра Васильевича ангел-хранитель!».

Алексей Яковлевич Дзюба служил в СМЕРШе, он рассказывал, что самое страшное воспоминание о Сталинградской битве для него лично стало то, как полыхала огнём, буквально, горела, Волга.

Наш Иван Иванович Новиков, который был такого маленького ростика, на войну ушёл рядовым, а вернулся офицером. Он рассказывал на встречах с нашими ребятами о том, как сложно было воевать, буквально, за каждый сантиметр земли под Сталинградом, как не было воды, и как под обстрелом невозможно было поднять головы. Мы все удивлены, и гордимся тем, что он смог выжить и вернуться.

Захар Максимович Климов – легендарный наш земляк, помимо того, что был участником Сталинградской битвы, он запомнился тем, что стал и участником строительства металлургического комбината в Новокузнецке, того самого, о котором писал Маяковский: «Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!». А на фронте он был стрелком-радистом и рассказывал на встречах в музее, что к самолёту приделывали специальную кабину для стрелков-радистов (которая не была предусмотрена конструктивно), а после боя самолёты возвращались без этой кабины, потому что когда враг шёл на таран, её срезало, как бритвой.

С каждым из этих 12-ти фронтовиков ученики Валентины Ивановны встречались на классных часах и экскурсиях по музею. Их рассказы о войне были страшными, но это, по мнению Валентины Тетёркиной, то, что все мы, включая детей, обязаны знать и не имеем права забывать. Тем более, обидно, что сегодня в школьной программе нет произведений о войне, говорит Валентина Ивановна: «На этой литературе воспитывались ребята, воспитывалось уважение к ветеранам, любовь к родине, сплочённость какая-то была. А теперь убрали даже Твардовского! Думаю, что пока живы люди, которые воевали на войне, пока живы те, кто стал ребёнком войны, важно поддерживать эту живую память, воспитывать гордость за страну. Как только это отойдёт, исчезнет, тогда память просто сотрётся. Дети сегодня многие не могут ответить на вопросы о войне, этого не должно быть!

Я преклоняюсь перед теми, кто пришёл с этой страшной войны, выстоял и сумел сохранить свою человечность, доброту. При этом, они поднимали и восстанавливали страну. Моё счастье в том, что с каждым из этих людей я была лично знакома. Нам рассказывал, например, Семён Андреевич Ковалёв о том, как они освобождали Освенцим. Они вошли в один из цехов лагеря, а там всё ещё стояли чаны с не до конца обработанными человеческими телами. И много было таких рассказов, от которых бежали мурашки по коже».

Время собирать камни

Будучи педагогом, Валентина Ивановна успела вырастить 4 поколения учеников, к каждому из которых относилась с теплом и любовью. И, чтобы наше утверждение не было голословным, предлагаем познакомиться с отзывом одной из учениц нашей героини - Александры Кукшенёвой.

«Я пришла учиться в Мозжухинскую школу в пятом классе из Улусовской школы в 1994 году. Окончила - в 1998 году. Вспоминаю годы учёбы как светлый, беззаботный период жизни. Сейчас, конечно, более полно осознаёшь, как важны были те знания, то воспитание, что дала родная школа, как важна роль преподавателей в формировании интеллектуального фундамента, с которым выпускник выходит в дальнейшую жизнь. Мне вспоминается высказывание героини фильма «Ирония судьбы, или с лёгким паром» о том, что ошибки учителей отличаются от ошибок медиков лишь тем, что они менее заметны. Но и в том, и в другом случае они влияют на жизнь.

Думая о школе, я всегда вспоминаю своих учителей. Особенно хочу сказать большое спасибо Валентине Ивановне Тетёркиной, которая преподавала у нас русский язык и литературу. Помню, когда я в первый раз зашла в класс, все ребята уже сидели за партами. Я не могла найти кабинет, поэтому опоздала. Когда я села за стол, увидела пожилую учительницу с невероятно добрыми глазами. Она мне тогда сразу понравилась. С течением времени я всё больше убеждалась, что Валентина Ивановна очень хороший учитель. Её искренние пожелания, чтобы все мы, её ученики, стали хорошими людьми, добрыми и отзывчивыми».

Воспоминания Валентины Ивановны подтверждают этот отзыв: «У меня не было задачи подловить своих учеников на незнании. Задача была – как раз дать знания так, чтобы они остались в головах моих учеников. Так, например, в конце урока всегда спрашивала самого слабенького ученика, что он запомнил. И если он отвечал, то было понятно, что материал усвоен. Или, например, придёт ребёнок в класс, уроки не сделаны, а я знаю, что у него дома вчера вечером отец буянил, и мальчик почти не спал. Так его после урока отвела в сторонку и сказала: «Я тебя сегодня спрашивать не стала, двойку ставить – тоже. Но ты, пожалуйста, выучи вот этот параграф к завтрашнему дню». И он выучивал. Потому что дети умеют быть благодарными, они чувствуют, когда к ним хорошо относятся, и платят тем же. Главное, что хотелось всем своим ученикам привить, это доброту, человечность, и чтобы они выросли хорошими людьми».

До сих пор ставшие уже старичками первые ученики Валентины Ивановны встречают её на улицах деревни и уважительно здороваются. Уважение сквозит в их глазах, словах приветствия. И, как говорит Валентина Ивановна: «Знаете, счастье моё какое: в Мозжухе через моё сердце прошло четыре поколения. И сейчас эти бабушки так ласково на меня смотрят. И мне не стыдно смотреть им в глаза».

На вопрос, с каким настроением, мечтами и планами Валентина Ивановна подходит к своему юбилею, она отвечает так: «У меня пятеро детей, девять внуков, семь правнуков. Одна дочь у меня в Крыму медсестрой в санатории работает, один сын - на корабле в Находке, ещё один - во Владивостоке, другая дочка 33 года отработала учителем, и сноха, и внучка – в школе, а внучка помладше сейчас в педколледже учится. Я просто фанат профессии учителя, лучше неё нет! Так что, у нас династия получается. И я очень хочу, чтобы все были здоровы, чтобы был мир на земле, чтобы болезнь эта, ковид, от нас ушла.

А для себя что? Жить и чем-то помочь своим родным, своим коллегам, если понадобится».

Мы от всего сердца поздравляем Валентину Ивановну с юбилеем, и желаем ей как можно чаще отвечать на звонки тех, кому она может помочь!

Ангелика Вольф

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».