Житель Металлплощадки Дмитрий Могильный освоил ремесло резчика по дереву. Сейчас коллекция ложек, половников и плетёных туесов занимает в его комнате целую стену.

Аля Шеметова

Мечта иметь деревянную ложку была у меня давно. Счастье улыбнулось во время одного из районных праздников в ДК Металлплощадки. Столик в фойе был полностью заполнен резными ложками, половниками, фигурными подставками. Так я познакомилась с Дмитрием Могильным – резчиком по дереву.

Интернет научил

Осваивать древнее ремесло он взялся на пенсии – появилось свободное время. Однажды, просматривая ролики, Дмитрий увидел, как режут ложки:

– Захотелось попробовать, опыта у меня не было, до многих тонкостей доходить приходилось самому. – Первую ложку, вырезанную из подручного материала, подарил приятелю по рыбалке. Тот применил ее сразу же по назначению – для ухи. Однако оказалось, что шлифовки недостаточно – ложка царапала язык, – вспоминает с улыбкой мастер. – У дерева волокна при соприкосновении с водой набухают и начинают топорщиться. Поэтому я сейчас полирую свои изделия несколько раз. Пропитываю маслом, шлифую. Потом снова пропитываю. И так до тех пор, пока не удастся добиться идеальной гладкости.

Мы сидим за столом на уютной кухне. Всё здесь сделано заботливыми руками хозяина – деревянные полки, банки для трав и круп. На столе – грибок-солонка.

– Это я попробовал из осины резать, – продолжает Могильный. – Практически безотходное производство. Беру тонкий стволик, выдалбливаю его изнутри – получается ножка гриба. Потом вырезаю шляпку, вставляю донце – и грибок готов.

Рядом с солонкой стоит ещё одна баночка, внутри которой – крохотная, изящная ложечка. А на стене – целая выставка половников. Беру в руки один, со сквозными отверстиями на донышке.

– Вот такая шумовка у меня случайно вышла, – протягивает мне своё изделие мастер. – Резал половник, да рука дрогнула, прорезал насквозь. Был половник – стала шумовка.

Впрочем, незапланированная утварь оказалась полезной: ручка шумовки ухватистая, видно, что мастер при резке рассчитывал так, чтобы хозяйке удобно было ею пользоваться.

Живое дерево

Рядом висят ложки с кольцами, надетыми на ручку. Такие раньше дарили на свадьбу молодожёнам.

 

– В Интернете подсмотрел и решил сам попробовать, – продолжает Дмитрий.

И дело пошло. Мастер демонстрирует мне несколько таких ложек, поясняя при этом, что каждая из них– со своим характером.

– Не бывает одинаковых ложек, даже если из одного бруска режешь, – говорит Дмитрий Могильный. – И от древесины много зависит. У липы древесина благородная, почти белая. После пропитки маслом просто сияет. Вот, смотрите!

 

 

Могильный показывает мне такую тонкую ложку, что сквозь неё виден солнечный свет.Берёза – с тёмными прожилками. Есть осина, черёмуха, яблоня, кедр… Особняком стоят изделия из сувеля.

– Нарост это такой на берёзе, уточняет Дмитрий,–показывая мне ровные и гладкие ложки, которые буквально светятся. – Это очень плотное дерево, резать его трудно. Зато оно узорчатое и гладкое.

Найти сувель непросто, специально для этого нужно ехать в лес и искать дерево с наростом. А вот материал для других поделок Могильный находит буквально под ногами, используя для своих изделий поленья, оставшиеся от спиленных деревьев.

– Я даже дрова сейчас на даче уже просто так не колю – прикидываю, что из каждой чурки сделать можно, – делится секретом Могильный.

Кстати, для этих поленьев есть в русском языке отдельное название – баклуши. Выражение: баклуши бить – означает делать простую работу. Подмастерье бил баклуши, а потом уже мастер резал из них ложки и прочую утварь.

Раскрывая красоту

 

Главное – найти свой, собственный стиль. Можно, конечно, и то, что в Интернете увидишь, копировать. Но всё равно у каждого мастера свой подход. Дмитрий, к примеру, любит витые формы. При этом ложка обязательно должна быть удобной – «сидеть» в руке как влитая. Ещё, по словам мастера, обязательно нужно учитывать природу материала.

Николай любит резать из брусков, где ветка отходит от дерева. Из ствола мастерит основную часть лодки, а боковая ветка становится ручкой. Из-за разницы древесины удаётся добиваться интересных художественных эффектов.

– Знаете, когда я начинал, у меня даже инструментов не было. Долго думал, как взяться. Тут опять же помог Интернет. Заказал первый набор – и дело пошло, – говорит Дмитрий.

Впрочем, на ложках мастер не останавливается. Стал осваивать ещё один традиционный промысел – берестяное плетение. Так же, как и резку, – по Интернету. Сейчас он уже знает и правила заготовки коры, и секреты её сушки.

– А почему занялся? Жена попросила,– уточняет Могильный. –Завелись в крупе жучки, а она вычитала, что в берестяных коробах насекомые не живут. Вот я и решил освоить.

И здесь тоже проявляется узнаваемый стиль Дмитрия Могильного. В своих изделиях он старается сохранить натуральные узоры коры, раскрыть красоту материала, подчеркнув ее, а не соревнуясь с природой в художественном искусстве.

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».