Листая жизни календарь
Многочисленные дома лесорубов промартели имени В.И. Чапаева расположились на высоком берегу реки Томи в виде пунктирной линии полуовальной формы. Часть их разбежалась по широкой поляне, что соединяла кромку хвойного леса и крутой берег реки. Вдоль лесной кромки тонкой струйкой протекала говорливая, с хрустально-чистой водой речушка Порывайка. Посредине лесной поляне приютилась усадьба моих родителей. На таких естественных аттракционах проводили своё детство ребятишки лесных деревень.
До сих пор в памяти неизгладима красота окрестностей. Летом это ковровая зелень сибирских трав и деревьев, зимой – белоснежная кипень, сливающаяся с голубизной далёкого горизонта. Детские забавы зависели от времени года. Естественно, что летом большая часть времени проходила на берегах Томи и Порывайки, где мы рыбачили и загорали. Мальчишеские рыболовные снасти были, прямо скажем не замысловатыми. Горловина стеклянной банки закрывалась марлевой повязкой с дыркой в центре. Не было предела нашему восторгу, когда в банку под самую завязку набивались гольяны. И уж совсем захлёстывала рыбацкая радость, когда в нашу импровизированную корчагу «забредал» пескарь. Вкуснее домашний ухи, приготовленной моей мамой, я не едал.
Зимой же не было ни одного склона, горы, которые бы мы не укротили. На санках, лыжах, изготовленных нашими отцами, с мальчишеским задором и азартом мы мчались с вершин возвышенностей. Время пребывания на улицах зависело от физического состояния нашей одежды. Если она становилась типа рыцарских доспехов, и мы не могли в ней двигаться самостоятельно, вот тогда понимали, что пора идти домой. Дома только с помощью родителей мы «вытряхивались» из ледяных доспехов. В таких немудреных забавах протекала моё детство и первые школьные годы.
В конце 50 –х годов ушедшего столетия мне, ученику 5-го класса, предстояло расширить познания географии родного края. За девять вёрст, в семилетней Ивановской школе мне предстояло продолжить учёбу. С котомочкой за плечами, в которой недельное пропитание, впервые я отправился неизведанными путями, что связывали наши деревни, преодолевая водные преграды речушек Грязной, Заломной. Особенно опасными они становились весной, когда от таяния снега превращались в бурные реки. Учёба в пятом, шестом классе запомнилась бытом интернатской жизни и сверстниками из деревень: Порываевка, Шахта-Порываевка, Грязная, Комаровка, Змеинка.
Грустно думать о том, что деревеньки детства канули в лета. В прошлом столетии родные деревеньки исключены из учёта статистических данных Кемеровской области. С искренней радостью вспоминаю сверстников, с кем пришлось жить в интернате, среди них: Коля Суворов, Вова Коваленко, Валя Бородина, Гена Белоусов, Ваня и Нина Водянниковы, Валя Носкова, Борис и Люба Калинины, Надя Устьянцева, Тоня Баштанова, Феня Дёмина, Люда Хайдукова, Владимир и Валера Григорьевы, Вера Сидорова, Галя и Вова Переверзевы, Коля и Галя Никитины, Толя Лузин, Паша Лаврентьев, Нина Прокопьева. Нашей воспитательницей и наставницей интернатской жизни была Вера Акимовна. В зимнее время нас обогревало тепло комнатных печей, заботливо протопленных техничкой Матрёной Ивановной Шапорёвой. И мне не помнятся простудные заболевания.
Первую четверть 1960 года мы начинали в просторных, уютных классах новой школы. Только сейчас осознаёшь, чего стоила такая новостройка директору школы Анне Андреевне Дивак.
Дружная и «галдящая» утиная стая напомнила время летнего переезда нашей семьи на новое место жительства в начале 60-х годов прошлого столетия. Родители уехали на разведку в село Берёзово, где предстояло нам жить. Меня же оставили во главе мычащего, блеющего, крякающего хозяйства. Больше всего запомнилась борьба за выживание крякающего воинства, которое три раза в день являлось к домашнему крыльцу, требуя пропитания. Мешки мелко порубленной крапивы, которой я кормил ненасытных уток, до сих пор снятся мне. К радости родителей, потерь в утиных рядах не было. Речка Искитимка и встреченная утиная стая напомнили мне эпизоды безвозвратно ушедшего детства и родные берега лесных речушек, которые дороже любых сказочных рек с кисельными берегами.
Поэтические строки сослуживца по Кузбасской транспортной милиции Сергея Скубаева: «Листая жизни календарь, Что было в прошлом вспоминая, Ты помнишь школу и букварь, И мама рядом молодая. И вот, года своё уж взяли. Седых волос не сосчитать, Но душу мысли не забрали». Сегодня в календаре жизни наших душах остаются светлыми пятнами воспоминаний - школьное детство, где мамы были молодыми.
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».