Год, проведённый в Афганистане, житель д. Сухово Василий Юрченко помнит до сих пор.

Аля Шеметова

Начинал с коногона

Родился Василий Юрченко в Прокопьевском районе в послевоенном 47-м. Семья была большая – мать в одиночку поднимала четверых детей.

Трудиться в те годы начали рано. В совхозе «Елань» шестилетний Вася уже работал коногоном, управлял лошадью, пока старший брат боронил землю. Совхоз был овощеводческий, поэтому трудились всё лето.

В 1962 году Василий поступил в строительное училище, начал работать на Запсибсантехмонтаже. Трудился монтажником на многочисленных стройках – довелось побывать и на алюминиевом заводе, и на ферросплавном, принимал участие в ремонте доменной печи на КМК.

В 1962 году Василия Юрченко призвали в армию. В то время служили 3 года. Юрченко попал в милицейский батальон в Кемерово.

– Форма у нас была красивая – крупные пуговицы, портупея, – вспоминает Василий Васильевич. – А потом часть солдат – тех, кто был водителями, – отправили в Мариинск. Там он и познакомился с будущей женой, которая тогда училась в техникуме.

Собирайся в Афганистан

Молодой солдат втянулся в армейскую жизнь и остался на сверхсрочную службу. Сначала Василий служил во взводе инженерно-технической охраны, занимался монтажом сигнализации. А потом Юрченко предложили принять автомобильный взвод. Ефрейтор вырос до старшины, а потом и до прапорщика.

Зарплата у военных была хорошая, давали пайковые, проездные. Молодой семье через три месяца выделили квартиру. Так и служил Василий Юрченко в Мариинске. Часто ездил в командировки по Советскому союзу – принимал технику, занимался ремонтом машин. А в восьмидесятом попал в Афганистан.

– В тот день я опоздал на развод. Там начальник строевой части объявил о наборе добровольцев в Афганистан. Один из сослуживцев пошутил, что, мол, Юрченко хочет поехать. И вот когда я пришёл – меня сразу же вызвали в строевую часть – собирайся, в Кемерово поедешь. А уж там и расскажешь, хочешь ты в Афганистан или нет. Делать нечего, поехал я в Кемерово, – рассказывает Василий Васильевич.

Из Кемерово отправили дальше – в Новосибирск. Прошёл комиссию и поехал в Москву. Там набирали 4,5-тысячный отряд «Кобальт». Руководил этим министр внутренних дел Юрий Чурбанов. Последними стали военные с Сибири. Отбор Василий Юрченко прошёл.

По совету старших отправился в отпуск – отдохнуть перед заданием. На вторую неделю пришёл приказ. Сдал роту и отправился в Ташкент с вещами. Оттуда – в центр подготовки на десять дней.

Через перевал

Военные получили машины – девять ГАЗ-66, загрузили их и своим ходом поехали в Афганистан. Границу переходили по понтонной переправе в районе Термеза. Стояли там пограничники, которые, как и положено, поставили в новенькие загранпаспорта штампы о пересечении границы.

Еще в Ташкенте военные получили специальную военную форму, разработанную для жаркого климата. На штанах было много карманов для разного вооружения, на головы полагались панамы. Уже потом эту форму стали называть афганской.

Практически в первый день после пересечения границы колонна с техникой попала под обстрел. Напала одна из банд, карауливших советские караваны.

– Жутко было, когда в ночи стрельба началась, – вспоминает Василий Юрченко. – И это при том, что у нас в отряде были только прапорщики и офицеры.

Первым афганским городом, который увидел сибиряк, стал Мазари Шариф. А дальше колонна последовала на перевал Саланг. Дорога к нему тянется по ущелью среди двух крутых скал на высоту 4,5 километра, вверху – многокилометровый тоннель, и только потом спуск в долину.

– Вроде, когда едешь – не страшно. А посмотришь вниз – люди как муравьи ходят, вот тогда и понимаешь, как высоко, – говорит Юрченко. – Но проехали без происшествий, и через двое суток были уже в Кабуле. Не по себе было, когда ехали по местам боёв. Техника попадалась разбитая возле дороги – так что расслабляться не приходилось.

Примета такая была, что перевал Саланг можно было только два раза пересечь, а на третий – всё. Я два раза пересекал. Во второй раз гнали мы колонну с «Нивами» – потом их по всему нашему отряду распределили, чтобы по провинциям ездить.

Ковровый мост

Война она и есть война. Как-то отряд Юрченко попал в окружение. Шесть человек погибли, семерым удалось спастись. Тогда ранило и Василия Васильевича. Попало по ногам, лечился в госпитале в Кабуле.

– Красивый город Кабул, старинный, – вспоминает Юрченко. – Как-то ещё в юности читал я в журнале «Вокруг света», что есть там мост, полностью покрытый коврами. Рассказал об этом командиру отряда. И что же? Нашли мы этот мост! В самом деле, весь коврами покрыт. Там афганцы расстилают сотканные толстые ковры, и по ним ходят люди – а потом только ковры отправляют на продажу. Получается, что пешеходы ногами как бы сбивают ворс.

А вообще, запомнилась редкая нищета местных жителей. Дети часто просили – вот и давал им то конфеты, то тушёнку. Дашь – а ребёнок просить продолжает, на своих братьев.

Кстати, так получилось, что в Афганистане Василий чуть не встретился со своим братом Сергеем, который тоже там служил. Так уж получилось – немного разошлись. Как-то Василий пришел на базу, где узнал, что недавно там тоже был кузбассовец, его родной брат!

Домой!

Когда отряд только собирался, военным обещали, что они будут служить год. Конечно, за это время все устали. Поэтому и ждали с нетерпением, когда их сменят. А смена задерживалась – самолётов свободных не было.

Наконец-то настал долгожданный день. Собрались быстро – домой хотели все. Выстроились в две шеренги у самолёта – с одной стороны улетающие, с другой – новое пополнение. Передали оружие из рук в руки остающимся и полетели.

В Ташкенте воинов разместили в лучшей гостинице и быстро отправили по домам.

В аэропорту Василия Юрченко встретила жена, и уже вместе они вернулись в Мариинск. После Афганистана отдыхал несколько месяцев. Больше в такие поездки не ввязывался. Перевёлся в Кемерово, в 61-ю часть, пошёл на пенсию. Поработал ещё главным механиком в школе милиции, потом – в 66-м училище.

Сейчас Василий Васильевич находится на заслуженном отдыхе, занимается огородом и домашним хозяйством. Старший сын Андрей тоже выбрал карьеру военного. Ему довелось служить в Чечне, четыре раза выезжал в командировки.

– У нас в роду все военные были – и отец мой, и дед, – продолжает Василий Юрченко. – На память о войне у него осталась медаль за боевые заслуги и медаль от благодарного афганского народа.

21 февраля Василий Васильевич и его жена Александра Ивановна отметят 50-летие свадьбы. Газета «Заря» желает им долгих лет счастливой жизни.

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».