Он год работал агрономом в колхозе имени В.И. Ленина Промышленновского района, двадцать лет трудился в областной проектно-изыскательной станции химизации сельского хозяйства в поселке Новостройка на должностях старший агрохимик, начальник оперативного и проектно-сметного отдела и директор центра. С 1997 по 2000 год его избрали жители главой Березовской сельской территории. Потом больше десяти лет он был председателем совета ветеранов, а на данный момент занимает руководящие посты. Геннадий Кондратьевич всегда отличался большим количеством интересов: научная деятельность в области экологии и истории, живопись, лирика, фотография, исторические и библиографические справки, общественные и народные движения, перечислять можно еще долго. Он состоит в нескольких творческих и профессиональных союзах, например, в Совете ветеранов или Творческом Союзе художников России, и награжден далеко не одной медалью. Однако это не весь его послужной и творческий список. Давайте подробнее узнаем нашего сегодняшнего героя. 

- Вы по профессии агроном. Была ли вам интересна эта работа?

- Работая агрономом год, эта специальность в чистом виде мне не сильно понравилось, очень монотонная работа. В областной проектно-изыскательной станции химизации сельского хозяйства, тоже по агрономической деятельности, было куда интереснее: изыскания, эксперименты, опыты и подобного. В целом, открытая дорога для творчества и всегда было что-то новое. 

- Вы пришли к научной деятельности, когда работали на станции? 

- Да. Меня стало многое интересовать и волновать, что даже не входило в мои обязанности. У меня 29 научных работ по экологии и агроэкологии, есть даже те, что я не публиковал. К таким относится исследование на тему корреляции заболеваний и загрязнений Кемеровского района. Материалы я передал в КГБ, в последующем они помогли нашему округу. Прекратил научную деятельность в 1996 году, когда ушел со станции и стал преподавать в колледже. Позже стал главой Березовской сельской территории, было не до этого. 

- Есть ли у вас любимые научные работы? 

- Не сказать, что это научная работа, но был случай, когда мои исследования помогли в решении важного для нашей области вопроса. Помню, что тогда ничем больше не занимался, только этой ситуацией. В начале 90-х годов у нас строился Крапивинский гидроузел, и существовало заключение, что можно затапливать, скажем так, нужные для этого объекты. С этим я был в корне не согласен и пригласил одного из соавторов проекта, доктора наук. Взял машину, арендовал вертолет и предложил ему следующее: «Давай недели две поездим, изучим местность, и я тебе все покажу». Помимо этой экспедиции я представил ему доработанные мною материалы, где были описаны чудовищные последствия затопления: загрязнение воды, разложение торфа, выделения вредных паров,гибель рыбы и многое другое. Позже на совещании именно этот соавтор выступил против проекта, его поддержали, так заключение и не было одобрено.

- Расскажите подробнее об одном из главных ваших трудов – «Деревни Кузбасса». Что из себя представляет книга? 

- В первую очередь эта работа не о людях, а о территориях, о развале сельского хозяйства. О том, что с ними было, что стало. Издания 2021 и 2024 годов друг от друга отличаются. Я что-то убрал и наоборот нового добавил. Важное из добавленного – это целый раздел про людей, которые смогли сохранить сельские хозяйства. Основная мысль моей книги – вопреки давлению реформ и благодаря нескольким конкретным людям у нас в Кузбассе все же не только сохранились чудесные хозяйства, но даже увеличились и преумножились в своей работе. 

- Долго ли собиралась информация и велась работа над книгой? 

- Работая директором проектно-изыскательной станции, я побывал практически в каждой деревне Кузбасса. Со многими людьми был знаком, с рабочими лично встречался. Сначала очень много материалов для книги было в основном в голове. Когда Геннадий Дюдяев стал председателем Совета народных депутатов, он мне предложил: «Ты ведь знаешь деревни? Знаешь. Бери машину и съезди по деревням еще раз. Посмотри, как все изменилось, какие реформы были проведены в 90-е годы, что в них творится сейчас. Всю жуть посмотри и напиши». К сожалению, при нем я не успел закончить книгу. Можно сказать, что работа над книгой длилась лет десять, а сколько в целом сбор информации занял - я и сказать точно не могу. О чем я написал в книге, знаю не понаслышке, сам ведь работал главой Берёзовской сельской территории в 90-е годы. 

- Чем вы увлекаетесь сейчас? 

- Самым главным увлечением всегда остаётся живопись. Стихи я уже редко создаю. Мы же пишем их в молодые годы. Занимаюсь историей, собираю библиографические сводки о ветеранах. Участвую в фотоконкурсах. Многие свои идеи и наработки я передаю другим людям, которым это интересно. Недавно я свою идею о написании книги про известных агрономов Кузбасса «подкинул» людям, от которых в скором времени стоит ждать книгу с ценной, где-то даже утерянной информацией. 

- А чем увлекались в молодости?

- Я живописью стал рано заниматься. Первая выставка у меня состоялась шестьдесят лет назад. Там выставлялась картина «Родительский дом». Она и посей день живая, остальные раздарили, «ушли», погибли при переездах и так далее. 

- Как вы учились рисовать?

- А как в «Евгении Онегине»: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Сначала в лет двенадцать учился у ссыльного художника, который наказание получил за портрет Хрущева. Он научил меня азам, хоть ему это и было запрещено. Потом педагог в школе преподавал рисование, а после по контрольным работам из института, которые мне присылали, было практически дистанционное обучение. Позже обучался, поступая в архитектурный институт. А дальше уже сам. 

- Ваши картины часто можно увидеть на выставках, и они даже оказывались в различных коллекциях. Я могу понять, как ваши работы оказались в коллекциях Кемеровской области, вы ведь человек работающий и живущий в этих краях, изучающий их, и в Новосибирской – родом оттуда. Но объясните, как они попали в Канаду, США, Германию, Италию, и что это за коллекции? 

- Когда я работал в колледже, к нам очень часто приезжали иностранные делегации из Германии, США, Канады и так далее. Я часто дарил им свои картины в конце их поездки к нам. Моя знакомая, у которой много друзей было в Штатах, также как-то попросила у меня «чисто сибирские картины». Я прям целый заказ ей сделал из двенадцати холстов. Она так и подарила своим друзьям. А в Италии - я в командировке там был, тоже подарил картину. Все коллекции не на уровне государств, а только у частных лиц.

- У вас было более 40 выставок. Расскажите о нихэ..

- Точнее будет сказать, что на данный момент у меня 68 выставок было. Для каждой из них я пытался сделать отдельную тематику, например, «Времена года», «Палитра Кузбасса» - она была передвижной, выставка про военные годы и многие другие. Была также выставка из четырех художников, в числе которых был и я. Также с моими учениками выставлялся. Именно на ней одну из моих работ украли. Мне было, конечно, досадно, но помню друг художник сказал мне: «Радуйся! Если твои картины воруют, значит они достойные. У меня даже и не покупают, и не воруют». 

- Что вам больше всего нравится изображать на своих картинах? 

- Для меня портреты писать неинтересно. Ты должен уловить главное в человеке, передать это с точностью. Это сложно, муторно, длинно. Пейзаж нравится больше. Творческий полет, можно фантазировать. Мешает дерево – ты его спилил на своем холсте. Захотел добавить что-то – нарисовал. В портрете так не получиться: бровь не «спилить» и лишнюю не добавить. 

- Где сейчас можно посмотреть ваши работы? 

- С 10 июля в парламенте Кузбасса открыта моя выставка, посвященная Году семьи. Из самого интересного: можно посмотреть картину «Родительский дом», но уже новую, написанную через 60 лет в моём новом восприятии. А также фотография картины, но той, изначальной. Получилась ретроспектива моего восприятия и изменения этой картины по прошествии большого количества времени. Картины одного формата, но техника в чем-то, конечно, изменилась. Еще выставлены портреты моих родителей, но уже написанные по фронтовым фотографиям. Мы же люди какие, по молодости ничего и не спрашиваем у родителей особо. Вот и я при их жизни даже портреты не написал. Теперь остались только фото и воспоминания. Мог бы, но вот не удосужился.

- Предложения об организации выставок или выпуска книги чаще поступают вам или вы сами часто все инициируете?

- Сейчас уже больше предложений ко мне, организовывают уже часто другие люди мои выставки. А на первых парах, даже и не помню. Однако когда главой территории работал, просить никого не надо было, выставки я и так делал. Книгу издал на собственные деньги, взял кредит и пошёл с ними в типографию. Только бизнесмен один дал мне десять тысяч, которые я потратил на верстку. Больше спонсоров и помощи в издании книги не было. 

- Как вы решили заняться лирикой? 

- Лет в четырнадцать первые стихотворения были написаны о природе, ночные пейзажи преимущественно. Потом пришел к лирике любовной, дальше институтские стишки. Помню, когда поехал в Ленинград, были с мамой на Пискаревском кладбище, возложили цветы моей бабушке на братскую могилу. Она умерла от голода во время блокады, мама сама её хоронила. Прошли с мамой потом в музей, где я увидел впервые дневник Тани Савичевой. Под впечатлениями прям там написал стихотворение о ней, назвал «Блокада». 

- Откуда такая неиссякаемая тяга к новым познаниям и увлечениям? 

- Не знаю. Однако уверен, что человек должен быть многосторонне развит, иначе неинтересно жить.

- Мешала ли вам работа в творческой и научной деятельности?

- Мне всегда везло с начальниками. Они относились ко мне нормально, или я был нормальным, поэтому и они такие - уж не знаю. Я мог сказать, что нужно заняться выставкой, к примеру, их ответ был: «Да, конечно. Машину надо?». Ничего никогда друг другу не мешало, все органично было. Скорее меня иногда бросало то в одну сторону, то в другую. 

- Не мешают работа и увлечения семейной жизни? 

- Нет. По мелочи только – дома всегда пахнет красками, домочадцы иногда этим не довольны, конечно. А время на семью всегда есть.

- Кто-то из семьи идет по вашим стопам? По творческому пути или научному? 

- Больше пошли по административной линии. Старшая дочь заместитель главного врача областного хосписа, также преподает, как я когда-то, только в медицинском колледже. Младшая работает в администрации Березовской территории, где я был главой, также рисует, сама к этому пришла, я никогда не навязывал. Старшая внучка еще ищет себя, средняя пошла по творческому пути– поет, а младшая еще маленькая, 7 лет только.

- Какие ваши творческие или научные планы на ближайшее время? 

- Сейчас я готовлю выставку к 100-летию Кемеровского округа. Она будет находится в посёлке Новостройка. Выставлены будут как новые, так и старые мои работы. Может быть, эта выставка еще куда-нибудь переберется, посмотрим. Также, мы с внучкой Сашей несколько лет назад написали работу «7 поколений» про нашу родословную по моей линии: откуда они родом, другую информацию, даже фотографии старинные отыскали. Сейчас у меня в планах расширить эту работу, написав больше о живущих сейчас поколениях. У нас с внучкой больше получилось про прошлое, хотелось бы ярче выделить настоящее. А еще планы… Да как получится, я цели особо не ставлю.

Ольга Уракова

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».