Кто первым слышит сигналы от граждан
Годы закалки
– Дмитрий Юрьевич, что подтолкнуло вас более двадцати двух лет назад пойти на службу в полицию?
– В то время, когда мы были ещё пацанами, то большинство мальчишек мечтали о том, чтобы быстрее подрасти и пойти служить в армию или в милицию. В моей жизни сбылось и то, и другое. Сначала была служба в армии. Два года прослужил в закрытом городе Арзамас-16 Нижегородской области, который был переименован в город Саров. Вернулся домой в 1999 году. Обстановка на рынке труда в то время была, мягко говоря, не самой лёгкой. И если работу всё-таки можно было найти, то вот с оплатой были большие проблемы – длительные неплатежи были характерны практически для всех без исключения сфер деятельности, платить за работу стало как-то «не принято». С полгода я поработал в разных местах, но вскоре понял, что надо искать какой-то другой выход.
– И что же вы предприняли?
– Идея принадлежала приятелю, с которым мы служили в армии. Он предложил оформиться на контрактную службу, которая уже начиналась. Я заключил в военкомате контракт на минимальный срок и уехал на полгода в Чечню. Изначально числился там корректировщиком артогня 120-миллиметровых миномётов. Но, поскольку у нас они практически не применялись, я перевёлся во взвод управления отдельной комендантской роты, где переквалифицировался на радиотелефониста. Потом вернулся в родной Ленинск. Устроился работать на шахту в охрану. Но вскоре мой приятель и сослуживец предложил мне снова пойти оформить контракт. После нескольких бесед с ним я согласился и второй раз съездил в Чечню, опять на полгода. Вернулся невредимым, но уже не в Ленинск, а в Кемерово. Работал в автоколонне ПАТП-3, поскольку являюсь слесарем по ремонту автомобилей 4-го разряда. А вскоре начался принципиально новый отрезок жизни.
Пути службы в МВД
– Я понимаю, что он уже был связан с полицией, не так ли?
– В то время ещё с милицией. Сразу после службы армии я уже пытался туда устроится, но тогда эта мне не удалась. А здесь всё получилось. И даже неожиданно легко. Пошёл в райотдел Кемеровского района, написал заявление, прошёл медкомиссию, и был принят. Сначала стал сержантом ППС, в этой службе прослужил немногим более двух лет. А потом образовалась вакансия в дежурной службе, и начальник штаба предложил мне перейти туда. С тех пор я работаю в этом подразделении уже двадцать лет.
– Из чего складывается ваша работа в дежурной части?
– Мы в круглосуточном режиме принимаем сообщения от граждан и обеспечиваем правильное реагирование на каждое из них. Эти обращения могут быть самого разного рода, люди звонят и сообщают и об административных нарушениях, и о хищениях или других преступлениях. Наша задача – зафиксировать всё это и передать в соответствующие следственно-оперативные группы для принятия мер. В зависимости от того, какое именно сообщение поступило, на место происшествия может быть отправлена оперативная группа, в составе которой будут сотрудники уголовного розыска, следствия или дознания, криминалисты, но это в случае совершения преступления. Если же произошло административное происшествие, то эта информация передаётся на отработку участковым инспекторам. Могут быть при необходимости подключены экипажи ГИБДД, находящиеся на дежурстве поблизости. Но в любом случае главная задача дежурной службы в том, чтобы правильно квалифицировать поступающие от граждан сообщения, и адекватно и оперативно на них отреагировать.
Сходства и различия
– Дмитрий Юрьевич, придя в органы МВД, вы начинали свою службу в милиции. Через некоторое время она превратилась в полицию. С вашей точки зрения, это что: просто смена названия, или за этим стоят реальные перемены?
– Конечно, не в одном названии дело. Изменения на самом деле произошли. С одной стороны, идёт технический прогресс. С другой, именно органы полиции стали активнее пользоваться его достижениями, что значительно повышает возможности специалистов в раскрытии преступлений. Возьмём наших экспертов. Им сейчас уже не надо бегать с лупой и что-то там в неё разглядывать, к их услугам самые современны приборы. Даже в дактилоскопии колоссальные подвижки, теперь уже не надо пачкать руки краской – есть электронные цифровые приборы для снятия папилярных линий, которые дают абсолютную точность в исследованиях. А разительные перемены в хранении информации, в её поиске, в передаче! А оперативная связь! Понятно, что всё это дала нам наука, но большую роль сыграли и новые повышенные требования к качеству работы именно полиции, что не в такой мере проявлялось раньше. Всё это надо видеть и понимать.
– Хорошо, а я вот хочу вам ещё задать вопрос и о другого рода различиях. Вы работаете в отделе полиции сельского региона. Скажите, отличается ли специфика работы ваших специалистов от их городских коллег?
– Безусловно, разница тут есть. Они даже в некоторой классификации видов совершаемых преступлений – сельские несколько отличаются от городских. В количестве происшествий тоже есть отличия. Я вот знаю, что в городских райотделах за сутки в дежурную часть может поступать сто-сто пятьдесят сигналов, тогда как у нас их порядка сорока-пятидесяти. И то это летом, в связи с наступлением дачного сезона, когда округ «увеличивается» по количеству людей. Зимой эти показатели идут на спад. Следующее отличие в том, что сельский участковый знает практически весь свой контингент, что не характерно для города. Казалось бы, всё это – наши преимущества. Но есть и другое отличие. Большой проблемой в работе нашего отдела является большая протяжённость сельского района и разбросанность его поселений. Нашей бедой порой становятся расстояния. На месте происшествия, если это необходимо, ты сразу никогда не окажешься. В городе несколько райотделов, плюс еще участковые пункты полиции. А вы попробуйте оперативно добраться в нашу Барановку или в Сосновку-2! Особенно в час пик, когда везде пробки. Тут уже никакой проблесковый маячок не поможет, если все вплотную встали. Вот вам и ещё одно серьёзное отличие от работы в городских условиях.
Штрихи к владению профессией
– А какими качествами должен обязательно обладать настоящий полицейский?
– Прежде всего, это развитой коммуникабельностью. Умение общаться с людьми в нашем деле очень важно. Все люди разные, у каждого характер свой, а мы должны уметь находить подход к каждому. Но если ты умеешь только приехать и наорать, то какой же из тебя специалист? Ты так никаких результатов никогда не добьёшься. Гибкость нужна, а не демонстрация своего характера. И ещё умение понимать ситуацию. Но для этого надо задавать верные вопросы и хорошо интерпретировать ответы на них. Вот, как это часто бывает: раздается звонок с криком «меня ограбили!». А выясняется, что у гражданина пропало какое-то имущество. Это вовсе не грабёж (статья 161), который предполагает открытое хищение имущества. Но многим гражданам безразлично, как это квалифицируется на юридическом языке, и ситуацию приходится долго распутывать. Для этого тоже нужно умение и немалый опыт. Много чего должен знать и уметь современный полицейский.
– Скажите, лично у вас какие планы на будущее: останетесь служить дальше или уволитесь?
– По срокам пенсию я уже, конечно, выслужил. Но окончательного решения пока не принял. Тут вот ещё какое соображение есть. Даже если я выйду на пенсию, работать всё равно придётся. Сейчас мне сорок шесть лет. Думаю, что возможность трудоустройства у меня пока имеется. А вот, когда перейду за пятьдесят, это будет уже сложнее. Так что надо определить какой-то наиболее оптимальный срок выхода на пенсию. Время покажет.
– Буквально на днях отмечался День полиции. А что бы вы могли пожелать своим коллегам в связи с этим праздником?
– Есть в жизни две главных вещи. Это здоровье. И, чтобы в семье всё было нормально. Если это в наличии, то больше, по правде говоря, ничего и не надо. Будет хорошо и на работе, и в быту, и вообще в жизни. У меня с этим вроде бы всё в порядке. Чего я и всем желаю!
Сергей ВОЛКОВ
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».