На ком село держится
В 20-м веке Россия из сельской страны стала индустриальной, городской. Тогда же родилось противопоставление город – деревня. Молодёжь стремилась попасть в город, который тогда давал путёвку в жизнь.
Сейчас мы можем наблюдать движение сразу в двух направлениях: из деревень и маленьких городов едут в большие, а вот горожане с удовольствием переезжают в деревни. Кто-то заводит себе дачу для души, а кто-то вливается в ряды фермеров, делая сельский труд делом всей жизни.
Найти своё место
Инга Фролова была обычной жительницей города. Работала в офисе, занималась ценными бумагами – профессия менеджерская, которая обеспечивала хороший доход, но вот для души, увы, не давала ничего. Поэтому росла неудовлетворенность жизнью, хотелось чего-то ещё. А вот чего – понятно не было. Помог случай. Город строился, и жилье Фроловых попало в зону сноса. Нужно было переселяться.
Семья приняла решение – переехать в деревню, построить дом и заняться фермерством.
Вместе с мужем Инга начала присматривать место, где они будут строить дом. Объездили много деревень в Топкинском и в Кемеровском районе. Побывали в Осиновке – хорошо, но не то, не отозвалось в душе. А вот как-то раз приехали в Старочервово и сразу поняли, что вот это - оно, то самое место. Здесь и дышалось по-другому, легко и свободно.
На берегу Томи начали строить дом, рядом – надворные постройки для ведения хозяйства. За 10 лет дом превратился в добротную усадьбу – мечта о доме сбылась.
- Здесь, в деревне жизнь течёт не так, не как в городе. Она более насыщенная. О том, что я когда-то работала в офисе – об этом я даже не вспоминаю, а если вспомню – то удивляюсь, как я могла этим заниматься, - - рассказывает Инга. - Здесь и дышится по-другому. Легче. Мы с города когда едем – то на одном дыхании долетаем, и стоит только увидеть Стерочервово, как сразу появляется чувство – мы дома.
Хозяйка сидит за столом, на котором стоит огромная тарелка салата из своих помидор, в глубокой чашке дымится баранье мясо. Тут же – домашний компот. Все продукты - свои, выращены своими руками, на своем подворье. Вот она, сельская жизнь, время урожая. Супруг уехал за сеном, а Инга встречает гостей, приехавших с вопросами.
За окном – теплый осенний день. В загоне пасутся молодые тёлки, радуются последнему летнему теплу. Всего в хозяйстве Фроловых – 26 коров, дойных девять, остальные – молодые нетели. В прошлом году супруги получили грант, приобрели на него необходимую для развития технику – трактор с навесным оборудованием, которое используется для заготовки сена. Купили 4 породистых тёлок.
Семейная традиция
Деревня не только изменила жизнь, она подарила Фроловым самое главное – долгожданного сына.
- Намолили, - коротко говорит про это хозяйка. И сразу становится понятно, что ребёнок - это и есть то особое, что привязало их к старочервовской земле. И дало мощный стимул для дальнейшего развития:
- У супруга в семье было четверо детей, и был такой обычай. Когда появлялся в семье ребёнок, то покупали корову. Чтобы было молоко, чтобы дети питались домашними продуктами. Он мне рассказал об этом. Так мы и задумались о том, чтобы завести молочных коров.
Было это 5 лет назад. А вот чтобы купить породистый скот, пришлось решить настоящий квест.
- Крупным животноводческим хозяйствам невыгодно продавать несколько голов скота, они предпочитают продавать минимум десяток. На каждую корову нужен целый пакет документов, которые подтверждают не только ее здоровье, но и породные качества. Поэтому проще работать с крупным покупателем. В других регионах скот тоже не купишь – перевезти из-за ветеринарных ограничений сложно.
Однако Фроловым удалось договориться и приобрести нетелей в Береговом. Было это в прошлом году, а сейчас коровы уже дали приплод. Так что дойное стадо в хозяйстве растёт.
Сейчас у Фроловых – 80 постоянных клиентов, которые покупают молоко, творог, сметану и масло. Продают продукты по объявлениям, которые размещают в интернете. Есть и заказчики среди жителей села – домашнее молоко – товар востребованный.
Для того, чтобы хозяйство развивалось, Инга пошла учиться. Сначала это были образовательные курсы, которые проводят в сельхозакадемии.
- Там мне дали самые нужные знания, которые помогли в работе. В «Школе фермера» помогли составить бизнес-план. Сейчас я учусь на зоотехника – эти знания очень помогают, - говорит Инга. – Коровы породистые, чтобы они показали хорошую продуктивность, нужно их правильно кормить, а для этого - уметь высчитывать кормовые единицы. А ещё я планирую учиться сыроделию, жду набора на курс!
Мы уже построили здание под сыроварню, и даже закупили оборудование. То есть практически всё готово, осталось только обучиться.
Домашняя сыроварня – это проект на перспективу. В будущем это позволит полностью использовать объемы молока с максимальной отдачей.
Сколько корова даёт молока?
Думаю, сейчас многие задумались: а выгодно ли держать сегодня скотину? Тем более, что цены на корма постоянно растут. Нужно платить зарплату наемным сотрудникам, развозить товар – а это опять затраты на бензин.
- Четыре тёлки, которых мы взяли на грант, полностью себя окупили. Сейчас общий надой составляет 130 литров молока в сутки. Молоко продается как цельное, так и перерабатывается на сметану и творог.
Каждое утро мы доим, потом сепарируем и едем в город – развозим заказы, - рассказывает Инга Фролова.
Спрос на домашнюю молочную продукцию высокий. Продавцов на рынке немало, однако у Фроловых уже есть свой потребитель.
- Да, кто-то обращает внимание на то, что коровы живут в экологически чистом месте, далеко от города. Но самое главное – это комфорт и качество. Продукция не должна пахнуть, и её надо доставить до порога, - резюмирует хозяйка
Спрос на домашнюю молочную продукцию вырос во время коронавируса. Кто-то пил домашнее молоко для укрепления иммунитета. Кто-то – перешёл на экологические домашние продукты в противовес заводским.
Когда Фроловы начали расширять хозяйство, то взялись и за заготовку сена. Тем более, сейчас только для своего хозяйства нужно на зимовку не меньше 700 тюков.
Хозяйство постепенно расширялось. Кроме коров, Фроловы держат 3 коней, есть овцы, несколько коз, поросята, куры. И со всем этим управляется Инга вместе с мужем. Не может не возникнуть вопроса: не тяжело ли? Или своя ноша не тянет?
- Если любишь – то не тяжело. Тем более, с благословением. Оно во всем помогает! – отвечает хозяйка.
Благословение – вещь серьёзная. Перед тем, как брать грант, попросили супруги благословения у духовника, батюшки Софрония. К нему в храм Инна ходит регулярно, помогает по мере возможности в работах по строительству монастыря. Участвует и во всех мероприятиях – помогает собирать посылки для мобилизованных, помогала с готовкой для гостей фестиваля колокольного звона.
На грант супруги взяли трактор «Беларус», оборудование для заготовки сена, телок. А сейчас хозяйство вступает в новый этап роста – пришло время заняться зерновыми.
Приобрели с рук комбайн, взяли в аренду 300 га паевых земель. Участок уже успели подготовить к весеннему севу, выкорчевали кусты.
На горе постепенно растёт ферма. Супруг Виктор занимается там с сеном. Спрос на него сейчас хороший, покупают и свои, деревенские, и с других районов. Там же, на ферме, со временем разместится скотина - не нужно будет на пастбище гонять по деревне.
Дело семейное
Фермерское хозяйство – дело семейное. Тут работают все, и без единства взглядов и без любви к своему делу, к своей земле ничего не сделаешь. Каждый берёт тут работы столько, сколько сделать может, вносит вклад в общее дело.
Есть, конечно, и наемные работники. В сезон Фроловы нанимали комбайнера, он приезжал с другого района.
- Обращаются ко мне люди, хотят работать, - говорит Инга. – Однако пока отказываю. Нет еще таких объемов, чтобы кого-то нанимать, пока что справляемся сами. Пастуха вот нет пока – работал в прошлом году, а в этом – отказался. Если будет пастух – уже и конь есть под седло. И даже поставили домик, где могут работники жить. Всё готово.
Хотя со временем хочется попробовать электропастух. В идеале бы поставить его, а скотину проверять с дрона. Или по видеосвязи. Но неясно пока, получится ли такие новшества внедрить.
Осенний день близится к вечеру. Скоро надо будет в садик – забирать сына Николая.
- Хороший тут садик, мне нравится. Я и не думала, что в деревне садик такой хороший будет. И школа местная тоже нравится. Смотрю на ребятишек – они же совсем другие тут, не как в городе, - улыбается Инна. И по её лицу видно – в самом деле, так оно и есть. Здесь, в деревне, нашла она своё счастье. Это семья, это свое дело, которое не отнимает, а добавляет силы и энергию. Ребёнок растёт на природе, привыкает с детства помогать по хозяйству. На детском велосипедике уже делает первое важное дело – везет пустые подойники. Малый вклад – но результатом становится большое семейное дело.
… Когда-то давно крестьяне-поселенцы пришли на берега Томи. Сеяли хлеб, разводили скот. На ярмарки ездили в большое торговое село Искитим – потом там вырастет центр Кемерово. Земля оказалась благодатной. И перед революцией наши крестьяне отправляли сибирское масло по всему миру. Прошло сто лет, и вот опять люди стали снова возвращаться в деревню. Работать на земле. Кормить людей. Растить детей. А это значит – что будет жить деревня, и будет ею прирастать Россия.
Аля Шеметова
Как зовут бурёнку
Какие имена дали фермеры Фроловы своим кормилицам?
У коров, взятых на предприятии, кличек не было. Только номера. Зато сейчас имена появились. Каждое имя не просто индивидуально, но и отражает характер животного. Есть Дуся, Цыганка, Беляна, Буся, Апреля, Малышка, Калмычка, Феня. Это дойные, у ремонтных телок есть имена, Ждана, Лапуля, Графиня, Стрелка.
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».