Нина Скобелкина: от детского дома – к «путёвке в рай»
После окончания сельской школы при местном детском доме Нина получила техническое образование, а потом и высшее педагогическое. Работала на производстве, в школе: преподавателем, завучем, директором, более двадцати лет заведовала детским садом в селе, которое стало для неё второй родиной. Неоднократно избиралась депутатом райсоветов и сельского поселения, в последние годы активно участвует в деятельности Совета ветеранов села Верхотомского. Имеет награды: медали «За веру и добро», «За вклад в развитие района», юбилейные знаки, почётные грамоты и благодарности. Практически все жители Верхотомского – а это около 1700 человек – хорошо знают заслуженного ветерана Нину Скобелкину и отмечают её большие заслуги перед односельчанами. Сегодня Нина Ивановна вспоминает свою жизнь, а также тех прекрасных людей, которые, встречаясь ей на пути в разные годы, участвовали в формировании её личности.
Хождение «в люди»
Нина родилась в победном сорок пятом, когда война уже закончилась. Но отголоски её оставались и ощутимо сказывались на жизни многих людей. Родственники были эвакуированы в начале войны из Смоленской области, и так получилось, что своих родителей девочка ещё в раннем детстве потеряла. Воспитывала Нину бабушка Прасковья Егоровна, с которой они жили в Топкинском районе. Но, когда внучке было всего семь лет, бабушки не стало…
– И тогда мне пришлось пойти в няньки, – вспоминает Нина Ивановна. – Я была этаким подобием «переходящего знамени», поскольку работала в семьях, где нянька требовалась лишь на время. Я в то время, несмотря на малый возраст, была девочкой рослой, ответственной и уверенной в себе. Это разглядела наша соседка Валентина Ивановна Соловьева. Она-то и стала руководить этим процессом – в няньки меня пристраивать. Так вот я и кормилась. А ещё Валентина Ивановна учила меня читать и писать – в школу-то я тогда не ходила. Потом она забрала меня на станцию Иланская Красноярского края, там я ей два года с девочкой Наташей нянчиться помогала. Мы, кстати, с ней и по сей день общаемся – она давно уже в Москве живёт. Ну, а после этого я обратно в Топки вернулась. Но Валентина Ивановна убедила меня в приют оформляться, иначе, говорит, «ты просто пропадёшь». С её же подачи мне дали в райкоме комсомола направление на медицинскую комиссию, а потом секретарь райкома прикрепил ко мне методиста, которая и отвезла меня в Верхотомский детский дом. И первые слова, которые я услышала от Василия Петровича, который потом стал моим воспитателем: «Опять переросток!» Действительно, в своём третьем классе, куда меня определили, я была старше всех на два года. Но зато я всегда обязанности помощника воспитателя выполняла – ведь опыт с детьми у меня уже был к тому времени немалый. Так что заправляла я койки тем, кто этого пока не умел, заплетала девочкам косы, следила за дисциплиной.
От радиоточки к повышенным знаниям
Авторитет Нины в коллективе детского дома постоянно рос. Её довольно часто премировали, иногда даже вполне удивительным способом. Так, в четвёртом классе девочку отправили на экскурсию в Никольский собор – единственную на тот момент в Кемерове церковь, которая находится в Кировском районе. Сейчас это выглядит очень странным для крайне богоборческого времени пятидесятых.
Но занятия в школе требовали постоянной усиленной работы – первоначальное отставание в знаниях продолжали сказываться. Тогда Надежда Федоровна Кулагина, учитель начальных классов пошла на хитрый ход.
– Чтобы меня в учёбе подтянуть, Надежда Фёдоровна вот что придумала. Тогда в определённое время, в середине дня по радио ТАСС последние новости передавало – это для районных газет предназначалось. Так вот, она меня к радиоточке усаживала, чтобы я все эти передачи записывала – тут и скорость письма вырабатывалась, и политическая грамотность моя развивалась. Очень я Надежде Фёдоровне за это благодарна! Она меня вытянула, и я даже чуть позже через очередной класс «перескочила», нагнав своих сверстников. За хорошую учёбу и активность в пионерии мне даже путёвку в «Артек» дали! Это же настоящее счастье для деревенской девчонки было! А потом ещё туристическую путёвку в Ленинград я получила. В средних классах была председателем пионерской дружины, а в старших меня выбрали секретарём комсомольской организации. Там же, в детском доме, ставшим для меня уже родным, я и окончила восьмилетку – предел для той школы. И я задумалась: а что же дальше?

Химия как путь в производство
Особое влияние на выбор дальнейшего пути оказала приехавшая в школу из Ярославля учитель химии и биологии Валентина Николаевна Гусева. Ей удалось, как нельзя лучше настроить девочку на свой предмет.
– Валентина Николаевна была очень убедительна. И я навсегда запомнила её доводы в пользу предмета, который она преподавала – химии: «Вот смотрите, нот всего семь. А какую музыку из них слагают! Букв в русском алфавите – тридцать три, а что за литература богатейшая из них вырастает! А теперь посмотрите на таблицу Менделеева. В этой таблице химических элементов больше ста – и не все ещё открыты. Это же удивительная палитра, из которой многие тысячи сочетаний можно сложить! Возможности поистине безграничные». Это меня убедило, можно сказать, «сразило наповал». И я подала документы в химический техникум, что был в Кировском районе Кемерова. Четыре года отучилась там, была студенческим профсоюзным лидером. Нам, детдомовским, выдавались талончики на питание в столовой мединститута: завтрак и ужин – по 30 копеек, обед – 45. Эти суммы вычитались из стипендии, которая была крайне мала. Хорошо помню руководителя техникума Захара Сергеевича Сафиулина, который, понимая моё материальное положение, предложил мне поработать техничкой. И я с радостью согласилась. Во многом мне помогала педагог Галина Васильевна Макина. А техникум я окончила с отличием. Получила распределение на оборонный завод «Прогресс». Успешно работала на протяжении пяти лет, осваивать профессию мне помогала наш бригадир Анна Васильевна Смирнова. Работали мы в три смены, график, что называется, «рваный», а у меня уже старший сын Дима родился. И вот Анна Васильевна давала мне дополнительные передышки. «Иди, – говорит, – поспи пока часочек». Вот, правда, я никогда не забуду того добра, которое она мне давала. С её помощью я состоялась в профессии. Прошла путь от аппаратчика до мастера смены в новооткрывшемся цехе. Была избрана депутатом районного совета, одним словом, жизнь явно шла в гору. И хорошо помню, что я к этому очень серьёзно относилась.
Педагог лесных районов
На третьем курсе техникума Нина вышла замуж. Её свекровь работала в детдоме старшим воспитателем, она и познакомила будущую сноху с сыном. А Сергей окончил Тогучинский лесхозтехникум, соответственно, его поближе к лесу и тянуло, Нина Ивановна говорит, что он ну никак не хотел и не мог быть городским человеком.
– Я, конечно же, хотела на «Прогрессе» химстаж полностью доработать, но Сергей меня уговорил, и мы вместе с ним поехали в Горную Шорию. Там работала геологоразведочная партия, и мне вроде бы обещали место в лаборатории дать, но этого не случилось. Зато предложили работу учителя химии в местной средней школе. А я же и до того не ленилась, да и учиться любила, потому заочно университет окончила – химический факультет. Так и началась моя педагогическая карьера. Поначалу осваивать новую профессию мне помогала наш географ Мария Даниловна Петухова. Вскоре я завучем стала, а потом и директором школы. Естественно, в партию вступила, в депутаты Таштагольского райсовета меня выбрали. Одиннадцать лет в школе проработала. Жилось нам в Таштаголе очень хорошо, я по-настоящему полюбила этот город. А ещё у меня был любимый класс – 7 «А». Мы с ребятами часто в походы ходили, их мой муж – «лесной человек» - прекрасно организовывал. И каждый раз по-новому, так что очень интересно всё это было. Ребята, конечно, выросли, но дружба с ними у нас по-прежнему сохраняется. Иногда я в Таштаголе бываю, встречаюсь с ними. Периодически кто-то из них ко мне сюда заезжает – с цветами, с подарками. Всё-таки профессия учителя и благородная, и благодарная. Если любишь это дело, то с ребятами буквально сродняешься – как со своими детьми. И в этом часть твоего личного счастья заключена.
За взятие стажа
В 1984 году пришлось покинуть полюбившийся нам гостеприимный город. Так уж случилось, что в Верхотомском погиб младший брат мужа, в семье которого было девять детей. Нужна была помощь, а особенно крепкая мужская рука. И Сергей Георгиевич решил взять на себя ответственность за семью своего брата, так семья Скобелкиных вернулась в Верхотомское.
– Мы получили небольшое жильё в доме спецшколы, в которую был преобразован бывший наш детский дом. Муж пристроил ещё две новых комнаты, благоустроил нашу квартиру. Ну, а я решила всё-таки окончательно отработать льготный стаж на производстве. Устроилась на работу в третий химический цех Кемеровского механического завода в Кировском. Была контролёром ОТК, бригадиром. Конечно, это было не так интересно, как работа в школе с детьми. Ведь школа - в постоянном движении: мероприятия разные, открытые уроки, заседания, педсоветы, и ты всегда стремишься что-то новое для детей найти. На заводе всё другое, но именно здесь я достигла цели, которую ставила перед собой раньше. К тому же, некую свободу почувствовала: отработала смену, и свободна – к завтрашним занятиям готовиться не надо. Да, и на работу – с работы на служебном автобусе возят. А получив льготный стаж на вредном производстве, в возрасте сорока пяти лет вышла на пенсию. Но, правда, быстро поняла, что просто сидеть дома и заниматься хозяйством мне скучно. Хотелось чего-то ещё – нового, интересного.
Детская педагогика
Новое и интересное подоспело само собой. Вроде бы, случайно, но некоторые мудрые люди говорят, что хороших случайностей, на самом деле, не бывает – есть в этом мире для каждого человека какое-то предопределение. Нина Ивановна в этом убедилась на собственном опыте.
– Как-то в автобусе встретила хорошую знакомую, которая начала работать в новом детском саду, открывшимся при местном санатории, и на тот момент искала воспитателя-напарника. И я прямо загорелась. Посоветовалась со свекровкой, она говорит: «Иди-иди обязательно. Ты же детей любишь!» Поехала в район трудоустраиваться. Спрашиваю: «Вам пенсионеры нужны?» Посмотрели мои документы: «Конечно-конечно». Так вот, в феврале я устроилась воспитателем, а в апреле меня уже заведующей детским садом назначили. А в мае я открывала новое здание детсада. И проработала там ещё двадцать два года. А когда по реформе в 1993 году наш сад в состав школы включили – первый опыт такой в местной системе образования тогда был, меня уговорили ещё и химию в школе вести. Вот так до 2013 года и работала. Но, когда правнуки пошли, уволилась. Старший внук, когда у него сын родился, решил вместе с женой академический отпуск брать, чтобы за ребёнком ухаживать, но я строго сказала: «Никаких вам «академов!» И выгнала их с женой на учёбу. Сейчас мой старший правнук уже в старшеклассник. Учится прекрасно. Когда я к нему на выпускной в школу пришла, классный руководитель его говорит: «Вот, Кирилл, к тебе бабушка пришла, как здорово!» А я гордо так отвечаю: «Никакая я не бабушка, берите выше – я прабабушка!»
Ветеран, мать и супербабушка
Но даже и после того, как Нина Ивановна окончательно на пенсию вышла, воспитала двоих сыновей – Дмитрия и Сергея, четырёх внуков: Александра, Дениса, Артёма и Илью, четырёх правнуков: Викторию, Ольгу, Кирилла и Тимура, просто на месте сидеть не смогла. Стала активисткой местного Совета ветеранов. Работает как с пожилыми людьми, так и с молодёжью.
– Вот в Совете ветеранов работаю. Да ведь, это и не работа вовсе, а скорее, участие в жизни людей. Я выросла здесь – в сельском детском доме. И многие местные жители, которые мне на пути встречались, буквально родными для меня стали. Потому-то, если кому-то из них нелегко, всегда стремишься на помощь придти. Чем? Да, иногда просто добрым словом. Многие пожилые люди одиноки, и им особенно важно внимание. Утром зашёл или просто позвонил и сказал: доброе утро, как вы себя чувствуете? А для человека, который из дома-то не выходит, это настроение совсем новое, это как солнце, среди пасмурного дня взошедшее. Поприветствуй, поучаствуй, улыбнись, и мир краше для всех становится.
Ну, а ещё мы как члены Совета ветеранов, навещаем наших стариков, по домам ходим, поздравляем каждого с днем рождения, с другими датами, подарки скромные дарим. А в трудную минуту всегда на помощь приходим. Вот так вот и живём – светло, по-доброму и радостно! Я всегда была в своей жизни счастлива. С моим мужем Сергеем мы прожили пятьдесят один год и одну неделю. И эта жизнь, наши взаимные отношения были незабываемыми. Дети, внуки и правнуки всегда росли в атмосфере любви. И через эту любовь я считаю себя очень богатой женщиной. А, поскольку довелось мне правнуков повоспитывать, уверена в том, «путёвка в рай» мне уже обеспечена. Наверное, грешно так говорить, но мне отчего-то в это всё равно верится!

Сергей ВОЛКОВ
Фотографии из семейного архива Скобелкиных
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».

