Память – вот лучший итог пути
Александр Николайчук двадцать четыре года проработал на разрезе «Черниговский». Он по праву считается главой шахтёрской династии, ведь двое его сыновей тоже до сих пор работают на том же предприятии. Все Николайчуки – водители. Это ведь очень важное дело – вовремя собрать горняков, торопящихся на смену, и без опоздания доставить их к месту работы. А по окончании трудовой вахты развезти всех по домам. Александр Александрович вот уже три года как на пенсии. Ему не раз приходилось менять и место жительства, и место работы. Но самые большие впечатления остались именно от «Черниговского». О них-то он и рассказал нам.
Уже с момента представления себя – в самом начале интервью – Александр показал себя человеком неординарным и творческим.
– Имя моё Александр, фамилия – Николайчук. Я сын Александра и внук дедушки Потапа и бабушки Василисы. А бабушка Пелагея и дедушка Емельян подарили миру сему матушку мою Серафиму. Вот это всё и есть моя «Семь я». Здесь моя твердь, тут мой оплот. И говорю я вам это с одной целью – чтобы каждый из вас почувствовал свою ответственность за вотчину нашу, за то, что оставляем мы своим потомкам…
Путь в Кузбасс издалека
Работе Александра Николайчука на разрезе «Черниговском» предшествовала весьма насыщенная биография. Родился он в 1953 году в городе Каскелен Алма-Атинской области Казахской ССР. Правда, прожил там только один год, родители вскоре переехали на станцию Чемолган Карасайского района той же области. Учился в школе, затем поступил в гидромелиоративный техникум. Окончил его, защитив, кстати, диплом на тему строительства Крапивинской ГЭС реке Томь в Кузбассе. Отмечает, что его одноклассник, а впоследствии и однокурсник Иван Саенко несколько позже участвовал в начале строительства этого гидротехнического объекта, а после его закрытия так и остался жить в посёлке Зеленогорском Крапивинского района. Мечтой Александра в те годы была служба в армии, куда его, по странному стечению обстоятельств, он не попал.
– После окончания техникума было горячее желание буквально «убежать в армию», но меня «не пустили». Было известно, что мать моя серьёзно больна, а наш районный военком имел репутацию очень справедливого человека. И он сказал мне, что «Родину защищать можно и без оружия в руках, а просто, помогая своим близким и честно работая». Некоторое время я жил и работал по специальности в посёлке Камышино Кустанайской области, где строил водопровод. От военкомата пошёл на учёбу, получил специальность водителя, которая очень пригодилась впоследствии. Получил права, но в армию опять не взяли, так что я вернулся домой к матери.
Осенью 1973 года Александр Николайчук женился – ему шёл тогда двадцать первый год. Его жена Александра окончила тот же техникум, но если молодой глава семьи специализировался по строительному уклону в области гидротехнических сооружений, то супруга была непосредственным мелиоратором – по орошению и осушению земель. В 1974 году Александра Ивановна получила диплом, и семья поехала по полученному ей распределению в область Восточного Казахстана. Сашину маму они взяли с собой. Жили и работали в поселке Буран, где у них родились двое сыновей-погодков: Саша и Володя.
Когда внезапно обнаружились проблемы со здоровьем, врачи посоветовали семье сменить климат. И Николайчуки в 1980 году снова двинулись в путешествие: сначала на родину Александры Ивановны – на Алтай, а немного позже её же родственники пригласили их в Кузбасс, где намечалась перспективная работа по специальности в совхозе посёлка Щегловский. Переехали, и так и остались здесь навсегда.
Из совхоза на разрез
Совхоз начал строить дома для своих работников. Поступило предложение: если согласитесь заселиться в недостроенный дом, получите его раньше других. Так и стали «первыми», хотя недоделок хватало. Но у Александра Александровича и об этом хорошие воспоминания, как и от всего другого, что связано с совхозом.
– Сначала я стал работать гидротехником. Мы орошали поля, повышали их урожайность. Правда, при этом увеличивалась себестоимость, особенно это касалось нашего сена. Так что было принято решение о передаче всех мелиоративных работ в специализированную контору. Ну, а я перевёлся на должность водителя в том же совхозе. Потом ещё работал водителем в школе, возил ребятишек, и мне это нравилось. А в 1996 году принял решение о переводе на разрез. Это было не так-то легко, требовались даже рекомендации. Но меня здесь уже знали, так что всё получилось. Стал водителем вахтового автомобиля. Машину свою полюбил, и работал так до 2013 года. Тут пришла пора выходить на пенсию, но я собирался оставаться на своём месте и дальше. Но здесь поступило неожиданное предложение – поработать на машине «Скорой помощи» – на разрезе и такое подразделение существует. Я согласился. С водительскими обязанностями у меня никаких проблем не возникало. Тяжело был в другом плане – приходилось выезжать на происшествия и аварии, видеть людей, которые тяжело травмировались. Но пришлось пережить и это… А в двадцатом году я уже окончательно ушёл на отдых.
Главное в работе – люди
На вопрос о том, что больше всего привлекало его в работе, Александр Николайчук отвечает предельно просто – люди. И становится понятно, он так и чувствует суть стремлений настоящего рабочего человека.
– На разрезе работают замечательные люди, – делится своими впечатлениями Александр Александрович. Хотя все разные. Да, это и понятно, никогда мы одинаковыми не станем, впрочем, этого и не нужно никому. Есть и существенные различия между людьми в плане субординации: директор и сторож никогда равными друг другу в своём профессиональном значении не будут. А вот в человеческом плане они обязательно должны быть равными. На этом и строятся все наши отношения, наше сотрудничество и взаимовыручка. И потому никто не может терять своего личного, персонального «Я», эти истины всегда понимать надо. Сам я всегда так и старался жить – никогда ни перед кем не заискивал, говорил чистую правду, какой бы она ни была. Это могут подтвердить все наши ребята. Вот поэтому мне и запомнились больше всего наши с ними равноправные и справедливые отношения, которые всегда царили в нашем коллективе – и в работе, да и просто в жизни. Конечно, встречалось иногда и другое, кто-то предпочитал не работать честно, а прятаться за спину других, но таких – меньшинство. А радовали всегда те люди, которых я любил, открытые, добрые и честные. И ещё очень радовало то, что мне пришлось долгое время в одном экипаже со своими сыновьями. Да и другие коллеги и товарищи по работе всегда радовали, и несмотря на то, что обязанности между нами всегда были чётко распределены, никто в помощи другим никогда не отказывал.
Зримые итоги жизни и труда
Александр Николайчук уверен: надо уметь правильно подводить итоги тому, что сделано тобой на всём пути. Он знает, что ему обижаться во всём прошедшем времени не на кого, да и не за что. И хотя в этой жизни, возможно, удалось далеко не всё, чего хотел и планировал, это не является никакой бедой. Быть честным перед собой и перед другими людьми – вот главные твои достижения. А на вопрос о том, что ему хотелось бы пожелать своим друзьям и коллегам, дает такой вот ответ.
Нам надо обязательно быть счастливыми. А, как говорили мудрые, если хочешь счастливым стать, то желай людям того, чего хотел бы сам для себя. Добра. Здоровья. Верной и любящей души. Это – всем, но, в первую очередь, конечно, детям. И ещё. Я хотел бы пожелать каждому хорошей памяти. Это для того чтобы помнить всё: и свои ошибки, и свои успехи, достижения. Память – она всему голова. Ну, а также я хочу пожелать всем примирения с самим собой и доброго спокойствия.
Сергей ВОЛКОВ
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».