Нелли Ивановна представляет себя, прежде всего, с человеческих ролей: она – дочь, жена, мать двоих детей и бабушка шестерых внуков. А по первой своей профессии она педагог – преподаватель математики. Окончила математический факультет Кемеровского госуниверситета, преподавала в школе. Но кроме того, она ещё и юрист, и экономист, предприниматель.

Имеет немало наград: Орден «Доблесть Кузбасса», медали «За особый вклад в развитие Кузбасса III степени», «За вклад в региональное развитие» почётный знак «За вклад в развитие Кемеровского района», архиерейские Почётные грамоты глав Кемеровской епархии, юбилейные медали Кемеровской области.

Виктор Николаевич – учёный-агроном, кандидат сельскохозяйственных наук, заслуженный работник сельского хозяйства РФ. Почетный работник АПК Кузбасса и Кемеровского района, он руководил целым рядом крупных сельхозпредприятий. Является полным кавалером трёх степеней медали «За достойный вклад  в развитие Кузбасса» и церковного Ордена Святого благоверного князя Даниила Московского.

От переездов до осёдлости

– Нелли Ивановна, давайте начнём со знакомства. Вы местная уроженка?

– Не совсем. Родилась и выросла я в деревне Павловка, окончила Подгорновскую среднюю школу Ленинск-Кузнецкого района. После окончания математического факультета Кемеровского госуниверситета по распределению была направлена в село Красное, где и познакомилась со своим будущим мужем. Школа села Красное Ленинск-Кузнецкого района была одним крупнейших общеобразовательных заведений Кузбасса. Там училось полторы тысячи учеников, которым преподавали пятьдесят пять учителей. Её директором был народный учитель Эвальд Андреевич Фельде. Педагог от бога, он и нас всех научил правильно работать с детьми и относиться к своему делу ответственно и добросовестно, с полной отдачей. Я очень благодарна ему за эту науку.

– Ну, а с будущим мужем как познакомились?

– На вечере встречи выпускников той же самой школы. Виктор её в прошлом оканчивал, а я присутствовала на этом мероприятии в качестве педагога. Он привлёк моё внимание тем, что исполнял на этом вечере для всех собравшихся песню. Виктор вообще очень музыкальный человек, он любит петь и старается дарить свой талант окружающим. Меня очень тронуло его исполнение, и я стала присматриваться к этому красивому человеку. Правда после праздника он уехал в Кемерово, но позже мы встретились снова.

– Что же было дальше?

– Виктор Николаевич, а по образованию он агроном, был назначен в колхоз «Победа». Там же его избрали секретарём комитета комсомола. А в то время зародилось движение, призванное осуществлять связь школы с производством. И меня, как молодого педагога, направили в эту комсомольскую организацию. Там наши отношения с Виктором стали крепнуть. Мы решили, что нам следует быть вместе, и 7 мая 1972 года сыграли свадьбу. Говорят, что май для свадеб неподходящий месяц – маяться, дескать, супруги будут, но нас это не коснулось, мы рискнули и не ошиблись. Там же в Красном в 1973 году у нас родился сын Виталий. Позже мужа перевели в колхоз имени Ленина на должность секретаря парткома. Мы переехали в село Камышино Ленинск-Кузнецкого района, где я стала работать в местной малокомплектной восьмилетней школе. Там мы прожили четыре года. В Камышине в 1978 году у нас родилась дочка Юля. В это время Виктор Николаевич оканчивает Новосибирский сельскохозяйственный институт и получает направление на должность директора совхоза Демьяновский. Жизнь получает новое развитие: супруг руководит совхозом, я работаю в школе сначала учителем, потом завучем, а ещё, некоторое время спустя, директором. Виктор Николаевич в то время серьёзно занимался наукой, а здесь в посёлке Кузбасском были учебные поля от НСХИ. И мы переехали в 1984 году сюда, где муж стал главным агрономом, а потом и директором, которым оставался на протяжении четырнадцати лет. С тех пор переездов в нашей семье больше не было, сорок лет уже живём на одном месте.

Новая профессия

– И что же, здесь, в Кузбасском у вас опять возникла новая школа?

– А вот и нет. Места преподавателя математики в здешней школе не нашлось. И хотя у меня уже был наработан хороший педагогический опыт, пришлось искать работу по новому профилю. На госплемзаводе «Октябрьский» нашлось вакантное место юрисконсульта. Юридического образования у меня тогда ещё не было, но я прошла специализированные курсы и приступила к новой работе. Одновременно меня избрали народным заседателем в суде. Прорабатывала много специальной юридической литературы, консультировалась у более опытных юристов и так вот вошла в профессию. И хотя это был достаточно резкий переход от одного дела к совсем другому, я поняла, что новая работа меня увлекает, и всё выровнялось. Нисколько не жалею, что стала двигаться в этом направлении. В 90-м году сын окончил школу и решил пойти учиться на экономический факультет. А я одновременно с ним пошла на юридический. Поступала на общих основаниях. Сдала четыре экзамена и прошла по конкурсу. Так уж получилось, что в нашей учебной группе, старостой которой я была, оказалось немало взрослых людей, которые получали новое образование. Одновременно я продолжала свою работу юристом, а в течении года была ещё и секретарём парторганизации госплемзавода.

На пути созидания

– Скажите, а время общественных перемен оказало какое-то влияние на вашу жизнь?

– Да, «свежий ветер перемен», как называли тогда эти явления, изменил многое. Люди стали создавать частные предприятия. И я тоже решила включиться в эту деятельность. Зарегистрировала ассоциацию звероводства, учредителями которой стали двенадцать крепких предприятий Кемеровской области. И мы стали выращивать пушных зверей. А поскольку я занимала должность коммерческого директора, то получила ещё одно образование – окончила ускоренные курсы высшей школы экономики. В 1993-ем году я стала генеральным директором фирмы. Мы выращивали лис, норок, песцов, хорей. Из московского пушного зверосовхоза я привезла два транспортных самолёта породистых зверей. Заключили выгодный договор со швейной фабрикой «Томь» – согласно нему, мы поставляли фабрике меха, а она приобретала их только у нас. А выделку мехов производили на базе московской фабрики «Русский мех». К сожалению, впоследствии случился своеобразный меховой кризис, когда весь рынок заполнила меховая продукция из Китая. Мы, как предприятие не очень большое, держались, пожалуй, дольше всех. Помогали выделенные нам шестьсот гектаров земли, на которых мы выращивали корма. Пришлось несколько разбавить ассортимент ценных мехов кроликами. А, когда в Кузбассе проводилась массовая кампания по раздаче многодетным и малообеспеченным семьям кроликов, мы активно в этом участвовали.

– Насколько я знаю, ваше меховое производство в итоге закрылось. Но ведь что-то возникло взамен этого.

– Некая новая подсказка пришла как бы сама. Неплатёжеспособность многих заказчиков, характерная для того времени, приводила к бартерным сделкам. И мы открыли небольшой магазин, где реализовывали населению всё то, что получали при этих обменах. Это давало нам реальные финансовые средства для расчётов со своими сотрудниками и налоговых платежей. И мы взяли в аренду закрывшиеся в посёлке магазины и пекарни. Потом выкупили их с аукционов. Сегодня это наша небольшая торговая сеть, где созданы рабочие места для наших поселян. Когда нашей фирме исполнилось двадцать лет, меня, как предпринимателя, за всё сделанное наградили орденом «Доблесть Кузбасса».

О семье, любви и верности

– Конечно, всё это впечатляет. Но давайте всё же вернёмся к семейным ценностям и истории вашей совместной жизни.

– Я вспоминаю, как мы в составе агитбригады приехали с концертом в поле на участок, которым руководил Виктор Николаевич. И он предложил прокатить нас на коне. А это было километрах в двенадцати от посёлка. А сама-то я деревенская, так что и верхом ездить умею, и запрягать могу. А у Виктора был огромный вороной конь. Вот он-то, наверное, и решил вопросы нашей дружбы, которая перешла в крепкую любовь. Часа два до дому ехали, и Виктор мне всё это время стихи читал. Позже вечером уже в кино встретились. Ну, и дальше продолжили встречаться. И я поняла, что основательно влюбилась!

– Виктор Николаевич, а у вас есть своя версия того, что происходило в вашей жизни так много лет назад? 

– А, в принципе, я могу вспомнить и рассказать всё тоже самое. Я, когда с Нелей познакомился, меня до глубины души поразило её столь ответственное отношение ко всем делам. Она входила в состав нашего комитета комсомола, и любое поручение, которое ей давалось, исполнялось максимально ответственно. Ну, а другое впечатление тоже не скрыть: молодая, красивая учительница! Образованная, умная, много понимающая в жизни. И поэтому, через некоторое время я тоже понял, что влюблён в эту прекрасную девушку. И, наверное, это понимание пришло ко мне ещё раньше, чем к ней. Когда я уезжал в Кемерово на сессию, то обязательно писал ей письма каждый день. Как отчёт ежедневный.

Единое решение

– А кто первым принял решение о том, что вы должны быть вместе, Виктор Николаевич?

– Определённо я. Я проявил инициативу и сказал ей об этом. В марте я был по делам в школе, где она работала, и случайно обнаружил на столе Нелино заявление о том, чтобы её не включали в тарификацию на следующий учебный год. То есть, она собиралась куда-то уезжать, а я не мог допустить этого. Выход напрашивался сам, и для меня он был единственным. Тянуть дальше было нельзя, тем более все у нас на селе воспринимали нашу пару как жениха и невесту.

– Так всё и было, Нелли Ивановна? 

– Да, так и было. Я подумала о том, что хотела бы переехать в Кемерово. А поскольку отработала по распределению два года, то имела право на это. А тут он приходит хмурый, отчего – я не пойму. В это время начали выкладывать пристройку к школьному зданию. Я любила ходить по фундаменту, а Витя меня за руку держал. И вдруг он остановился и говорит: выходи за меня замуж. Я расхохоталась и дальше пошла. А сама думаю: вот, если стена на чётном шагу закончится, то скажу да, если на нечётном, то нет. Ну, а если серьёзно, то я привыкла по всем важным решениям советоваться с отцом. И я спросила, как он смотрит на то, что я выйду замуж. Он спросил: за кого? Я сказала, что за Витю, а они были знакомы. И отец ответил мне, что считает Виктора очень хорошим парнем и уверен, что у него очень правильные ориентиры в жизни. И в апреле мы пошли подавать заявление. А свадьба, как я уже говорила, была в мае. На свадьбе было весело, гуляли восемьдесят восемь человек, а кульминацией стало то, что директор школы вручил нам ключи от благоустроенной двухкомнатной квартиры в новом учительском доме. Это было и большой неожиданностью, и огромной радостью для нас. На следующий день организовали переезд, а ещё через день новоселье справляли.

Чем крепятся отношения

– Виктор Николаевич, вы более пятидесяти лет в браке. Это много или мало?

– И ни много, и ни мало. Конечно, сопоставляя с человеческой жизнью, конечно много. А с позиции взаимоотношений, кажется, что ещё мало.

– А что же в этих супружеских взаимоотношениях главное?

– Вот смотрите: наша семья – это союз двух лидеров. Мы обязательные участники всех происходящих вокруг нас процессов. Как при этом достигать общих сбалансированных решений? Ведь мнения и взгляды на одно и то же могут значительно расходиться. Надо уметь компромисс находить. Не только на свой вариант решения опираться, а пробовать взвешенно отступать. И в чём-то уступать. Важно умение находить общий семейный язык. Тогда в конечном итоге можем оба оказаться в выигрыше.

– Вы с этим согласны, Нелли Ивановна?

– Конечно, я согласна с Виктором. И про лидерство всё верно сказано. Ведь можно просто с самого начала супружеской жизни просто «заткнуть» партнёра, а таким образом не дать ему развиваться. Но это тупиковый путь. А мой муж дал мне возможность реализовать себя во всём, что было для меня интересным. Виктор действительно стал мне надёжной опорой в жизни и достойным примером во всём для наших детей. И вот что бы ещё хотелось сказать о крепких супружеских отношениях. Есть ещё один очень важный фундамент для построения счастливой семьи. В основе его лежит настоящая любовь друг к другу. А без этого вообще нет никакого смысла заводить какие-либо отношения. Любите друг друга! И вы будете счастливы.

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».