С уважением к горняцкой касте
Коренной белорус
– Алексей Федорович, вы местный житель?
– Нет, я приезжий. И, надо сказать, что приехал я издалека, поскольку родился и вырос в Белоруссии, я коренной белорус. Меня даже по моему говору отличить можно, это ведь на всю жизнь остаётся – чему научишься, то и закрепится.
– А где именно жили? И что случилось потом?
– Родом я из деревни Студенец Горецкого района Могилёвской области. Окончив обычную сельскую школу, как и все мои ровесники, пошёл на службу в армию. Служил за границей в Группе советских войск в Германии, в 633-м полку 16-й воздушной армии. Отслужив положенный срок, вернулся домой, и, отгуляв двенадцать дней, устроился работать в Коптевский совхоз водителем. Получил машину, что называется «из-под забора». Тогда всех новичков так проверяли: давали разбитую технику, чтобы посмотреть, как ты с её ремонтом справишься. У меня это получилось. А потом и вовсе всё наладилось, пересел на нормальный автомобиль, много ездил по республике. А в двадцать три года решил поехать на строительство БАМа. Получил комсомольскую путёвку, местом назначения стал город Северобайкальск в Бурятии. Но не доехал.
Как любовь меняет планы
– Почему же это?
– Познакомился с будущей женой Татьяной и решил поехать к ней сюда в Кемеровскую область – она отсюда. В марте восьмидесятого мы поженились. И вот уже сорок пять лет прошло с тех пор как мы вместе. Так что история моего переселения была довольно простой. Первые четыре года жили в Кемерове у родственников. А потом решили переехать в село. Здесь в Верхотомском жила Танина тётка. Вот мы временно у неё и разместились, пока собственный дом не построили. Своими руками здесь всё у нас сделано. Я вообще практически всё делать умел с самой юности. Правда, до этого на некоторое время уезжали в Белоруссию, но в начале девяностых вернулись сюда.
– Тогда и возникла горняцкая тема? А что же привело вас именно в эту профессию?
– Могу сказать, что произошло это почти случайно. В начале девяностых, когда началась вся эта катавасия с невыплатой зарплат, жить стало очень трудно. Но на угольных предприятиях, во всяком случае на нашем разрезе, деньги платили. Частично в счёт оплаты труда шёл продовольственный бартер. Но, в целом, обстановка была более-менее спокойная. Вот так и стал я горняком, приняв решение о том, что это было лучшим выбором на тот момент. Это произошло в октябре 1993 года.

На большегрузах
– Вы были на разрезе водителем?
– Да, я начинал с БелАЗа – стодвадцатитонника, потом, когда я стал бригадиром, то первым получил двухсоттонник. Да, и вообще он был самым первым здесь в Кузбассе. Шутили, что он недаром «догнал» меня, придя из Белоруссии в Сибирь. Сначала эта машина проходила технические испытания здесь, и за этим внимательно следили представители завода-изготовителя. Позже поступила машина грузоподъёмностью в двести двадцать тонн.
– Какой вам лично кажется профессия горняка?
– Я отношусь к ней с большим уважением. Хотя это работа очень тяжёлая и опасная. Во-первых, действует постоянный график, который не подлежит никаким изменениям. В любой сезон, в любую погоду, в любые праздники надо работать и выполнять план. Там не бывает никаких выходных, а процесс является постоянным. Если работы на разрезе приостановить, тогда их будет очень сложно запустить по-новой, особенно зимой. Ведь там действует огромное количество техники, которую просто некуда поставить вне рабочего процесса. А ещё её будет очень трудно прогреть, если она на время остановится. Всё это очень нелегко даётся.
О хорошем и о трудном
– Случались ли какие-нибудь моменты, которые могли нести особую радость и удовлетворение горнякам?
– Очень интересны были соревнования профессионального мастерства, в которых я всегда участвовал. Разрезы в Калтане, в Бачатском, Краснобродском, у нас в Кедровке – эти мероприятия собирали лучших специалистов горной отрасли и были очень увлекательными и полезными. Они включали в себя разные направления: правила движения, искусство управления и эксплуатации большегрузной техники. Самый серьёзный этап требовал добиться максимального вывоза груза из карьера в определённое место без ошибок и сбоев: подъезд, погрузка, отъезд, соблюдение определённого скоростного режима, соблюдение техники безопасности, то есть учитывалось всё. Наша команда всегда участвовала в этих конкурсах и очень часто побеждала.
– А что было самым трудным в вашей работе?
- Очень трудны ночные смены, особенно после трёх часов. Монотонность работы давит, а расслабляться никак нельзя, ведь каждая ошибка может повлечь за собой серьёзную аварию, которая наверняка станет непоправимой. Имеет значение и время года. Самым удобным является межсезонье, весна – когда грязи уже нет, но также нет ни жары, ни пыли, или осень, когда дороги ещё не развезло, и снег ещё не выпал. Тогда и машина увереннее себя ведёт. А зимой холод, заправляться трудно, да и скользко иногда очень – удержать такую тяжёлую машину надо уметь. Но, конечно, своих трудностей всё равно всегда хватает. Но я доработал до пенсии без особых аварий, в шестьдесят пять лет вышел на отдых, чему, честно говоря, очень рад.
Дела домашние
– Домашним хозяйством теперь занимаетесь?
– Конечно. Ведь жить в деревне и никого не заводить просто невозможно, тогда просто не надо ехать сюда. И сам я, и моя супруга по своему происхождению люди деревенские, жизнь в селе понимаем и знаем. Я вот уже много лет пчёлами занимаюсь, жена кур разводит. Все хозяйственные постройки у нас имеются. Это всё сами для себя построили.
– А дети, внуки имеются?
– А как же! Старшая дочь Алеся и сын Алексей. Пятеро внучек. Сын отслужил в Кемерове в полку так называемых «белых медведей». А потом стал серьёзным специалистом в области гидравлики. Летает по стране, обслуживая предприятия газовой промышленности, работающие в области производства сжиженного газа. Дочь с нашей внучкой Валерией живут в Москве. А у Алексея четверо дочерей: Алина, Алеся, Аня и Аленка – все на букву «А»!
– Есть у вас в запасе свои пожелания коллегам горнякам в день их профессионального праздника?
– Имеются. Удачи, удачи, ещё раз удачи! А ещё здоровья!
– А удачи конкретно в чём?
– В работе. В деньгах – сейчас отрасль не лучшие времена переживает, и у них затруднения, я со своими коллегами, которые ещё работают, периодически общаюсь. И ещё удачи в семьях – это тоже очень важно!
Сергей ВОЛКОВ
Фото автора
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».

