По главным вехам судьбы

– Алексей Гаврилович, расскажите немного о себе. Как складывался ваш жизненный путь?

– Родился я в Салтымаково, но позже семья перебралась в Крапивино. Там я пошёл в школу, окончил десять классов. После армии, а служил я в общевойсковой части в городе Омске, приехал в посёлок Новостройка, куда переехали мои родители. Устроился на работу в сельскую школу села Берёзово учителем начальной военной подготовки – военруком, это было в 1985 году. Через полгода поступил в Кемеровский государственный университет на заочное отделение исторического факультета. Позже окончил кооперативный техникум, но по специальности бухгалтера, которую получил там, я не работал. Просто некоторое время занимался мелкой коммерцией – к этому подталкивала в те годы сама жизнь. Но всё это время я понимал, что ни историческая наука, ни коммерция мне на самом деле не близки. Меня тянуло к спорту, в том числе к туристическим походам, наверное, это отголоски армейских полевых выходов. В школе я проработал девять лет, а моя жена Татьяна Николаевна и по сей день там работает учителем начальных классов. У нас выросли трое сыновей, мы помогаем им воспитывать троих внуков.

Мечты сбываются

– А как произошёл ваш приход в спортивный туризм?

– Ещё во время преподавания НВП я начал организовывать походы со школьниками – и однодневные, и более длительные с ночёвками. Это и подтолкнуло к тому, чтобы сменить свою специализацию, и я устроился педагогом в ДООПЦ. И я понял, что это моё – мне очень интересна эта работа.

– Вы как-то специально искали эту работу, или кто-то подсказал, что есть возможность такого вот трудоустройства?

– Меня пригласил на работу Дмитрий Валентинович Смышляев, который в то время руководил центром. Сначала методистом, потом педагогом дополнительного образования и тренером по спортивному туризму. Начал организовывать детские палаточные лагеря на в Тюльберском городке на Томской писанице. Там наши лагеря работали четыре лета подряд в несколько смен: от десяти дней до двух недель, а количество детей было от пятнадцати до тридцати. Проводили сплавы по Томи совместно с областным центром туризма из Подьякова. Одновременно я работал учителем физкультуры в коррекционной школе.

– Если говорить о материальной поддержке туризма – а эта сфера, как я понимаю, требует серьёзного оснащения, всего ли с этой стороны хватает?

– Несколько лет назад мы получили от области финансирование на сумму в двести тысяч рублей, и по тем временам это были хорошие деньги. Удалось приобрести многое: палатки хорошего качества, походный инвентарь – котлы, посуду, коврики, спальники, другое необходимое оборудование. Неоднократно нам выделяла деньги и администрация района – в частности, для палаточного лагеря. Так что мы не бедствуем. Конечно, когда что-то приходит в негодность, а это особенно касается палаток, которые выдерживают эксплуатацию не дольше трёх лет, пишем дополнительные заявки, и нам помогают. Очень хотелось бы поменять расположение самого палаточного лагеря: и для разнообразия детям, и вообще для какого-то обновления, которое всегда привносит новые задачи и заставляет искать пути их решения. Всё привычное понятно, и когда всё идёт по накатанному, это даже наводит некую скуку. А любая новизна заставляет двигаться, и поэтому она очень интересна для нас – тренеров, а мы уже этот интерес передаём детям.

Туризм как явление

– Что вы думаете о туризме как явлении? Это, с вашей точки зрения, спорт?

– Позвольте мне при ответе на такой вопрос немного выделиться. Положения о туризме как о спорте чуть ли не каждый год переписываются, но мы, практики, как всегда знаем больше. В общественном сознании с туризмом принято связывать только то, что связано с походами. Но на самом деле это понятие гораздо шире. Есть спортивный туризм с маршрутами и дистанциями, то есть, действительно походы – до шести категорий сложности. А есть и другой спортивный пешеходный туризм, связь которого с походным весьма относительна. Сейчас очень распространён туризм, связанный с преодолением верёвочных препятствий. Он либо личный, когда бежит один человек, либо групповой, в котором в связке участвуют двое или четверо человек в связке. Мы начали в этом виде участвовать, и уже стали достигать определённых успехов. Двое наших спортсменов уже выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта, а команда округа занимает сейчас третье место по области. Это очень зрелищно, собирает много зрителей, чего практически лишён походный туризм. Так что, стараемся успевать за временем. Меня, а также ещё двух наших тренеров – Дмитрия Анатольевича Панасенко, учителя физкультуры из Барановской средней школы, и Михаила Дмитриевича Гулькина, педагога нашего центра приглашали на всероссийский слёт туристических педагогов.

Будущее в детях

– Откройте секрет: где вы находите детей, которые хотят заниматься туризмом?

– Вот смотрите, лично я работаю в четырёх сельских школах. Хожу и агитирую. Большую помощь в подборе будущих спортсменов мне оказывают педагоги, они дают советы о том, кого лучше взять – в смысле, кому лучше предложить заниматься туризмом. Стали охватывать и малышей, первым в этом деле стал новопостроенный детский сад в селе Берёзово, который и позиционируется как дошкольное учреждение туристическо-краеведческого направления. Там мы отбираем для занятий детей из подготовительной группы. Хотя я придерживаюсь мнения, что с маленькими детьми уместен лишь начальный этап занятий, а на соревнования следует допускать лишь тех, кто уже достиг возраста одиннадцати-двенадцати лет. Хотя, повторюсь, начинать надо раньше, для того чтобы привить изначальный интерес к этому виду спорта. Добавлю к сказанному и то, что огромную роль в прививании интереса к туризму и воспитанию детей, которые смогут добиться хороших результатов в спорте, играют родители. Тренер может выложиться на все сто процентов, но, если у него нет поддержки со стороны родителей, вряд ли что хорошее получится.

Вектор развития

– Скажите, а у вас есть какие-нибудь собственные предложения, которые смогли бы привнести что-то новое в развитие спортивного туризма?

– По моим наблюдениям через пять лет занятий одним и тем же наступает какое-то «выгорание». Это касается всех специалистов, работающих в социальной сфере. Вовсе необязательно в такие моменты уходить с работы, надо лишь менять направления в рамках своей деятельности, вносить какие-то новинки в неё, находить новых партнёров. Думаю, что в моей профессиональной деятельности так всё и происходило. Вот сейчас я хожу с идеей о переносе нашего слишком уже привычного палаточного лагеря на новое место. Это будет хлопотно, но зато интересно и здорово. А в глобальном смысле следует продолжать популяризировать туризм и вовлекать в него большее количество детей и молодёжи. И честно работать с ними, передавая свой накопленный опыт и умения, учитывая специфику интересов и возможностей каждого ученика.

– Чего хотели бы пожелать ко Дню российского туризма своим коллегам по спорту?

– Главное, это как можно чаще встречаться – для того, чтобы учиться друг у друга чему-то новому, делиться полученным опытом. Ну, и просто, чтобы не забывать друг друга. Туристы – народ очень своеобразный, они отличаются от других спортсменов. Они фанаты своего дела, и они альтруисты. Это не мной придумано, это было, есть и будет. И мы всегда стремимся поддерживать наше дружное братство. С праздником, дорогие друзья!

Сергей ВОЛКОВ

Фото автора, а также из личного архива Алексея Барахоева

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».