Фронтовики – летописцы сурового времени
Молодой председатель
В 1948 г. в бытность председателем колхоза «Сибирское утро» Григория Егоровича Хомутникова, бригада колхозников собрала рекордный урожай пшеницы по 30 центнеров с гектара на площади в 10 гектаров. Даже приезжали «сверху», чтобы готовить документы на представление к высокой награде – к ордену Ленина. Но не хватило определённых объёмов – пяти гектаров площади до пятнадцати. А может, помешал неуживчивый для руководителей такого ранга характер. Подобрали других кандидатов. За получение высоких урожаев пшеницы орден Ленина и звезду Героя Социалистического труда получили председатель П.А. Аксёнов и звеньевой М.М. Касьянов из колхоза «3-й год пятилетки» в деревне Красное, звеньевые Анатолий Баулин из колхоза «Заветы Ленина» и Екатерина Торгунакова из колхоза «Красный Труд» (оба из с. Ягуново).
К концу хлебоуборки колхоз «выполнил план хлебосдачи, а другие колхозы района не все справились. Районные власти снова пытались воспитывать, давить, чтобы перекрыть недостачу по району. Рапортовать о достижениях было делом привычным. Потребовали отчитаться, мол, «когда в районе туго, все сдают, а с тебя зёрнышка не выдавишь. Мы тебя назначили, мы тебя и уберём». Но строптивый председатель вновь был непреклонным. – «Мой отчёт в закромах колхоза и в трудоднях колхозников. Стыдно смотреть в глаза, когда под одну гребёнку подпадают и ударники, и нерадивые».
Назначили перевыборы. Из района привезли новую кандидатуру на председателя. Несколько раз проводили голосование, чтобы выбрать другого кандидата. Колхозники в один голос заявляли: «Не нужен нам другой председатель, оставьте Хомутникова».
Григория Егоровича Хомутникова председателем колхоза колхозники всё равно избирали. Уважали его, несмотря на молодость, 22-23 года, за человечность, понимание нужд людей, за бескорыстие и честность, за грамотный и хозяйственный подход к делу. Как бы трудно ни было, выкручивались, выживали. Впервые в тяжёлые послевоенные годы колхозники стали есть свой хлеб, хоть и не вволю.
Руководителей, честных, но горячих, больше думающих о простых людях, а не о личной карьере, было немало. Во многом винили честных колхозников, председателей, за якобы разбазаривание народного добра. Повсюду искали виновных. Некоторые из них пострадали. За явную непокорность, неуступчивость и неуживчивость с властями, Г.Е. Хомутникова с председателей всё-таки сняли.
Перед «тройкой»
Позже работал Хомутников в колхозе на разных работах. Разгар сенозаготовки. Как всегда работали световой день на мётке сена. Бригада Хомутникова успешно закончила работу, разошлись по домам затемно. Вдруг стук в окно – вызывают в клуб. Оказалось, в клубе поздно вечером проходило заседание «тройки». Вызывали по одному. Всех усаживали на своеобразную предварительную «скамью подсудимых», стоящую на противоположной стороне клубной сцены. Были на «скамье» и такие кандидаты, как 70-летняя бабка Марфа, которой уже не под силу было выработать положенный минимум трудодней. В числе немногих за неё заступился и Григорий. Чуть было не загремел Хомутников, как многие в то время, по преднамеренным наветам из неприязненных и склочных соображений по решению всесильной «тройки» ссылкой в Якутию, Магадан, Колыму и тому подобные места.
Новый председатель колхоза Егор Першин всегда старался выслужиться перед районными властями. Колхозники были против нового председателя, который по своим знаниям и убеждениям был далёк от сельского хозяйства и колхозной деревни, ни во что не ставил колхозников и не считался с их нуждами. Зато всегда ходил по деревне, держа в руках свой кожаный портфель, как символ власти, который никогда не выпускал из рук. Он стал наговаривать на Хомутникова, что тот, якобы, лодырь, отлынивает от работы, настраивает против него колхозников и т.д. Уже решён был вопрос, чтобы посадить Григория Егоровича на «скамью» с последующими последствиями. Тогда председатель сельского Совета А.Н. Парахин сказал спасительные слова: «Иди, Гриша, отсюда в общие ряды. Ты ещё пригодишься обществу, колхозу и людям».
Машина любит ласку
В 1950 году, после председательства колхозом, Григорий Егорович окончил курсы трактористов при Елыкаевской МТС. Учился отлично, всё усваивал, хорошо разбирался в технике. В МТС стали поступать новые гусеничные тракторы «Нати», «ДТ-54», «гусеницы», как их называли, Старший механик МТС Н.М. Серебряков, уже в почтенном возрасте, обсуждал с участковыми механиками и бригадирами тракторных бригад колхозов, кому доверить новый трактор «ДТ-54», поступающий в МТС. Принимая от курсантов экзамены, а позже зная Хомутникова как способного и ответственного курсанта, а затем и тракториста на тракторе «Универсал», Серебряков предложил ему: «Будешь работать на «гусеницах»? – «Буду». Дмитрий Отрыжко по приезду в деревню Воскресенка тоже окончил курсы трактористов, стал работать на одном тракторе «Нати» сменщиком вместе с Хомутниковым. Здесь армейские друзья были неразлучны, помогали друг другу осваивать технику, добиваться высоких результатов. Когда в колхоз поступил первый гусеничный трактор «ДТ-54», бригадир тракторной бригады Василий Романович Дамарацкий всегда отзывался об их работе только хорошо. Отработал Г.Е. Хомутников на тракторе более десяти лет. Любил Григорий Егорович повторять: «Машина любит ласку, чистоту и смазку. Настоящий хозяин никогда не сядет на чужую технику».
Александр Круковский.
Продолжение следует.
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».