В шестнадцать девчоночьих лет
22 июня 1941 года для советских людей стал последним мирным днём на целых четыре года. Началась Великая Отечественная война. С начала войны сельское хозяйство страны испытало немалые трудности. Вся технически годная техника – автомобили, тракторы, лучшие лошади – всё было мобилизовано для нужд фронта. Большая часть трудоспособного населения, включающая специалистов-трактористов, водителей, также мобилизована в армию. Мужей, братьев заменили женщины и девушки, старики и подростки. Они заняли места за рычагами и штурвалами тракторов и комбайнов вместо мужчин-механизаторов.
Молодёжь, на трактор!
С созданием первых коммун и сельхозартелей в селе появляется первая техника. Трактор – символ новой деревни. Сельское хозяйство реконструировалось, трактор заменял, как минимум, 15 лошадей. Первые 8 тракторов в Кемеровском районе появились в 1930-е годы. Возникла задача – подготовка трактористов. Овладеть техникой, иметь своих механизаторов – стало основным направлением молодёжи, которая всегда стремилась к знаниям, ко всему новому. С появлением первых тракторов молодые снова были впереди.
Так встречали первый трактор в деревне
Благодаря машинно-тракторным станциям, создаваемым по всей стране, появилась возможность машинизировать сельское хозяйство. Первая машинно-тракторная станция – Кемеровская МТС - была организована в Кемеровском районе в марте 1933 года и обслуживала 30 колхозов. По инициативе политотдела Кемеровской МТС в 1934 году были организованы четырёхмесячные курсы для молодых передовиков колхозного производства. Из 149 обучающихся курсантов 116 успешно окончили курсы и были направлены в свои хозяйства. На этих курсах обучались и молодые женщины и девушки. Многие из них, пройдя обучение на краткосрочных курсах, старались ни в чём не уступать мужчинам, добивались успехов в труде, становились руководителями звеньев, бригад, ферм. Всё это наглядно говорило о преимуществах механизированного ведения хозяйства.
Механизированная работа на зерновом току
Стали поступать новые тракторы. Если в 1933 года Кемеровская МТС имела 27 тракторов, то на следующий год на полях колхозов, обслуживаемых ею, работало уже 45 тракторов, 5 хлебоуборочных прицепных комбайнов, 20 молотилок и другой техники. В год получали по 8-10 тракторов.
Первые механизаторы
«Комсомолец – на трактор!» Таково было веление времени. О тракторах пели, их изучали, осваивали, с их помощью ломали старые устои, прокладывали дорогу вперёд. Их становилось всё больше. И тракторов, и трактористов. Молодёжь смело осваивала трактор.
На курсах трактористов обычно учились молодые крестьянские парни, но были и девушки. Они настойчиво, и даже с рвением, преодолевали сложную тракторную науку, становились первыми трактористками. А тогда на человека, управляющего «железным конём», смотрели как на чудесника, с любовью называли их «водителями стальных коней».
Газета «Кузбасс», тогдашний орган печати Кемеровского горкома ВКП (б) и Горсовета Новосибирской области, отмечала, что уже в посевную 1934 года из молодых трактористов, впервые окончивших курсы трактористов, лучшими были Антон Сермягин, Скоромников, Михаил Рябиков, Лысков, Вальчуганов, Павел Колесников и многие другие. Из молодых женщин, также первый год работающих на тракторах, отличились Вера Ефремова, Аграфена Сдобных, Александра Кузярина и Фаина Кобелева. Они перевыполняли сменные нормы на вспашке, а порой опережая мужчин.
13 июля 1935 года в Малом зале Дворца Труда прошёл слёт трактористов-ударников. На слёт прибыли 66 трактористов, комбайнёров и бригадиров тракторных бригад. Из них почти половина – молодые передовики. В почётном президиуме среди первых руководителей горкома партии, горсовета и МТС трактористка Вера Ефремова, тракторист Иван Черкасов, бригадир тракторного отряда Степан Бояринцев. За ударную работу были награждены ценными подарками 18 ударников, среди которых комсомольцы трактористы Константин Сагалдинов, Иван Черкасов, Александр Иванов, Виктор Нехорошкин, Колокольцов, Вера Ефремова, бригадир тракторного отряда Николай Елонов и другие.
На курсы механизаторов наравне с парнями шли девушки, не отставая от них как в теоретическом обучении, так и в практической работе. Почин комсомолки с Украины Паши Ангелиной «Девушки на трактор!» был поддержан комсомолками нашего района. Несколько десятков девчат при МТС окончили курсы трактористов и успешно работали на полях района. Среди первых девушек и молодых женщин трактористок в районе были Анна Токмакова, Полина Бостылёва, Вера Ефремова, Мария Куляева, Евдокия Крёкова, Клава Лихачёва, Маруся Харламова, Прасковья Князева, Надежда Шалева, Шура Бодрягина, Люда Червова, Мотя Лопутёва, Шура Залешина, Мария Воронина, Дуся Ворсина и многие другие.
Из стахановок района, овладевших сложными механизмами, выделялись Мария Куляева (Кемеровская МТС) и Татьяна Тупицына (Елыкаевская МТС). Работая на комбайнах, они выполняли по полторы-две нормы. Комсомольцам, молодёжи было с кого брать пример, на кого равняться.
Одни из первых трактористок Кемеровской МТС. 1935-1936 г. г.
Слева-направо: Прасковья Князева, Мария Харламова,
инструментальщица Любовь Климовская и Мария Воронина
Первые трактористки, как и первые герои, были на виду, в почёте. За ударную работу все трактористки были премированы от РК ВЛКСМ и руководства МТС одинаковыми тёмно-синими шерстяными платьями. До чего же нарядными были они! Знали ли они, эти совсем юные девчонки, что готовят себя для трудных испытаний? Тогда ещё никто не мог знать и предвидеть, как это положительно скажется всего через несколько лет, в военное лихолетье. Значение этого беспримерного по значимости призыва к овладению профессии тракториста «Девушки, на трактор!» было оценено полностью в годы Великой Отечественной войны. А впереди уже маячила война…
Александр Круковский
Продолжение следует.
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».