Пенсионерка восстановила историю своей семьи по архивным документам. Сейчас она ищет своих родственников в Кемеровском муниципальном округе


Валентина Сеноженко

Валентина Сеноженко из Смоленска занялась восстановлением истории своей семьи, и нашла свои корни в деревне Осиновка.

В районный совет ветеранов пришло письмо от жительницы Смоленска. В нём рассказывается удивительная история нескольких поколений её семьи, связанной с Кемеровским муниципальным округом.

Впрочем, дадим слово Валентине Сеноженко.

- Я родилась в деревне Куро-Искитим в феврале 1946 года, потом с родителями мы переехали на север. Уже ближе к пенсии вместе с мужем решили переселиться поближе к его малой родине – Белоруссии, поэтому выбрали Смоленск. Дети выросли и появились внуки, которым интересно было знать о своих корнях – прадедах.

Нашли родных мужа, а потом стали искать и моих родных. Моего деда по маме Константина Дмитриевича Мельникова 1905 года рождения арестовали в декабре 1937 года в посёлке Александровский, ныне это деревня Александровка. Арестовали якобы за контртеррористическую деятельность в ячейке брата Колчака.

Абсурд, конечно, но сослали в Норильлаг на 10 лет, без права переписки 5 лет. Он просто отказался вступить в колхоз. Не дождался он свободы, умер в 1942 году от гангрены левого легкого там же. Узнала я об этом только в 2010 году.

Мама боялась искать родных

Начала поиски деда в 2008 году, после смерти мамы Раисы Константиновны Демаковой, по первому мужу – Калининой, урожденной Мельниковой. Она запрещала его искать раньше, так как боялась за нас. Говорила, что неизвестно кто придёт к власти, вдруг опять начнётся преследование. Страх держал её крепко, много лишений перенесла она в детстве и юности. Осталась в возрасте 7 дней без матери, в 11 лет – без отца. Не секрет, что в партию не принимали людей, у кого были репрессированные родные. Десять лет мне понадобилось, чтобы найти документы деда, а потом через суд доказать, что я его внучка.

Документов  мамы с девичьей фамилией не было вообще, так как паспорта не выдавали жителям деревень до 1974 года. Если нужно было выехать к родных, то председатель колхоза давал справку на месяц. Вот и выезжали кто на учёбу, кто в армию, а после получали в городах паспорта.

Мама 15-летней девушкой работала на тяжёлых работах, так как была дочерью врага народа, сплавляла лес по холодной воде к реке Томь, затем в шахте работала мотористкой, лебёдчицей на разных шахтах, последние два года с 1943 по 1945 год на шахте «Ягуновская».

В 1945 году она вышла замуж, и в моём свидетельстве о рождении в 1946 году она записана как Калинина.

Признали меня родной

При поиске документов деда обратилась в ФСБ г. Норильска. Там ответили, что все документы передали в МВД по Красноярскому краю. Мы знали о деде только то, что их гнали этапом в Норильск, и мой дед умер в пути от дизентерии. Об этот маме рассказала при случайной встрече мать её мачехи – Соколова. А ей это рассказал Николай, арестованный вместе с дедом, вернувшимся домой в 1956 году.

Но, как оказалось впоследствии, это была неправда. Из МВД по Красноярскому краю сообщили имеющиеся у них краткие данные о деде, его место рождения, дату и причину смерти. Это дало мне возможность начать поиски по месту его рождения.

Заказала в архиве родословную пяти поколений с родными – родители, братья, сестры, жены, мужья. Нашла телефоны Мельниковых в районе, где проживал дед. Написала письма, нашла и встретилась с родными в 2013 году.

Мой прапрадед Илья Иванович Мельников 1852 года рождения и их прадед Фёдор Иванович Мельников 1850 года рождения – родные братья. Следующим шагом было найти документы мамы.

Ни ЗАГС, ни архивы Кемеровской, Новосибирской и Томской областей не имели документов о рождении моих родителей. Кемеровская область вышла в Новосибирской в 1943 году. Перекраивались не только области, но и местные советы. Они укрупнялись, и неизвестно было, где искать документы.

Везде на мои запросы отвечали – архив сохранился частично, а документов моих родных нет. В 2017 году собрала все письма, родословную, попросила найденных родных быть свидетелями в суде. Они признали меня родной.

Прадед был крепким хозяином

Я поделилась с ними родословной из архива республики Мордовия. Раньше эта территория относилась к Пензенской губернии. Там родились предки мамы – Мельниковы. Они жили в деревне Покрышкино Саранского уезда Пензенской губернии.

Прадед Дмитрий Ильич Мельников был крепким хозяином. У него был пятистенный дом, два амбара, 5 лошадей,4 коровы, 15 овец, молотилка, конограбли. Это сведения из допроса моего деда при аресте в 1937 году.

В 2013 году, при моей поездке к вновь приобретенным родным, я узнала из старожила, работающего в сельской администрации, что её дед продал моему прадеду Дмитрию мельницу, так как боялся, что её отберут или сожгут. Это были времена первой мировой войны. Всё это хозяйство у прадеда отняли за использование наёмного труда при коллективизации.

Об этом я узнала в ФСБ 25 октября 2018 года, приехав в Кемерово.

Поиски привели в Осиновку

Разыскивая документы мамы, я нашла из пяти деревень, которые назывались Осиновка, ту, где она родилась. Некоторые из них исчезли, одна влилась в город, и теперь называется Осинники. Нужная деревня Осиновка вошла при укрупнении в другой сельсовет, и сейчас входит в Елыкаевскую территорию.

В интернете я нашла адрес и телефон почтового отделения деревни Осиновка. Я думала, что мне удастся поговорить с почтальоном – тем человеком, который знает фамилии и адреса всех жителей. Однако на почте мне помочь не смогли. Через интернет я нашла старосту деревни – Галину Федоровну Бутау. Она помогла мне в поисках на родине мамы. Четыре года мы с ней переписывались и разговаривали по телефону.

Однако для того, чтобы запросить сведения о человеке в ЗАГСе или архиве, нужно представить документы, подтверждающие родство. Так было раньше. Сейчас закон изменили, и запросы может делать любой человек. Поэтому я сама решила приехать в Кемерово. Но где остановиться? Галина Фёдоровна пригласила меня в гости: «Приезжайте, встретим!».

Я прилетела самолетом из Москвы, а до столицы добралась на поезде из Смоленска. Нужно было посетить ФБС, ЗАГС, найти могилу отца. Галина Фёдоровна помогла мне. Завершив работу утром – а у неё большое хозяйство – 2 коровы, 2 теленка – она ехала со мной в город. При этом своих забот у неё было много. Ей постоянно звонили жители деревни. То дорогу снегом замело, то человек появился незнакомый у соседнего закрытого дома. Не дом, а штаб какой-то! А ещё она занималась организацией мероприятий для ветеранов, школьников. Перед её домом стоит стела из дерева, в которой написано, что деревня освоена в 1720 году. При этом Галина Фёдоровна занималась поисками ветеранов, воевавших в ВОВ.

В архиве работали мы вдвоем – я искала историю своих родных, а она за соседним столиком искала материалы про ветеранов и про историю села.

Родные по отцу найдены

Я познакомилась с делом репрессированного деда. Нашла в архиве имя моей бабушки по отцу, которая умерла, когда моему отцу Матвею было 3 года, а его брату Ивану – полтора. Никто не знал ни её фамилии, ни имени, так как она умерла давно, а её дети были малы. Имя её я узнала их свидетельства о браке моего деда Фёдора Ивановича Калинина, который родился 17 февраля 1903 года, и Дарьи Ивановны Куприяновой, дата рождения 17 марта 1903 года. Какое красивое имя Дарья – звучит, как песня!

На фронт дед ушёл из деревни Куро-Искитим. Погиб в 1944 году в Карелии. Сведения о том мы нашли во Всекузбасской книге памяти.

Мне удалось найти точное место захоронения деда. Об этом мне сообщили из военкомата по Медвежьегорскому району республики Карелии. Он также внесён в книгу Вечная слава героям, в которую вошли списки воинов, отдавших жизнь на свободу России на территории Карелии.

Родные по маме – поиск продолжается

В ЗАГСе Кемеровского района нашла свидетельство о рождении моих дяди и тёти по маме – Виктора Константиновича Мельникова 08.01.1935 года рождения и Екатерины Константиновны Мельниковой 07.12.1937 года рождения. Мама знала только, что когда отца арестовали, её брату было 5 лет, а про Катю она вообще ничего не знала. Но эти сведения тоже не точны. Вите было 2 года.

Дед дал на допросе показания о своей семье – жена Анастасия Павловна, 23 года, дети – Раиса Константиновна 11 лет, Виктор Константинович, 2 года, Екатерина Константиновна – 1 месяц. Раньше я знала от мамы, что у её мачехи была фамилия Соколова. Почему так было – узнала только здесь. Они не успели зарегистрировать свой брак, так как дед был женат на Христине Ивановне Люкшиной – брак зарегистрирован в 1933 году. Но жизнь деда с Христиной не сложилась, он ушел к Анастасии.

Был большой скандал, видимо, драка, за что деда посадили в 1934 году на год, об этом есть запись в его деле. В январе 1935 года родился Виктор и в 1935 году Христина повторно записала брак с дедом и, видимо, отказала в разводе деду. Поэтому в марте 1941 года Анастасия по своей девичьей фамилии регистрирует брак с Тихоном Михайловичем Леконцевым. Поэтому моя мама называла её Тася и знала девичью фамилию. Брак она зарегистрировала в Ермаковском сельсовете. Возможно, тайно, а может, переехала с новой семьёй и детьми.

Мама осталась с бабушкой своей, Ульяной Петровной Мельниковой, 1879 года рождения. В 1956 году, накануне нашего отъезда на север, мама встретила мать своей мачехи, которая рассказала, что Витя отслужил армию, хорошо играет на баяне. Катя вышла замуж, но неудачно, работает на кране. С тех пор я больше ничего о них не знаю.

Зачем я рассказываю все это? Газета выходит по всему району, возможно, кто-то вспомнит моих родных.

Может быть, Берёзово и Смолино?

Калинины жили в деревне Берёзово, она позвонила своей знакомой – Александре Тарасовой. Из всех фамилий моих родных – Калинины, Мельниковы, Куприяновы, Гарины – она вспомнила только Мельниковых. В их школе учился Дима Мельников. Бабушка мальчика отмела родство, рассказала, что ее предки – из деревни Смолино.

Я не могу установить место жительства маминых родных с 1924-25 года по 1927-28 годы. А вдруг они жили в Смолино, и мальчик Дима – потомок Филиппа Дмитриевича Мельникова 1901 года. Он брат моего деда, и возможно, у него был сын – Василий Филиппович Мельников. Но пока что это предположения. Мне нужно всё это найти! Я хочу восстановить утерянную историю своей семьи для детей, для внуков. Найти своих родственников. Надеюсь, что мне это удастся!

Если у вас есть информация, которая может помочь Валентине Матвеевне Сеноженко найти ее родственников, то вы можете обратиться в редакцию по телефону 900-137. Может быть важна любая информация – именно она станет отправной точкой для дальнейших поисков.

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».