В годы войны я работала трактористкой
Анна Дмитриевна Белоногова — одна из старейших жительниц села Берёзово. В годы войны она, пятнадцатилетняя девчонка, работала по 12 часов в сутки за баранкой трактора.
Подростки в поле
Глядя на хрупкую Анну Дмитриевну, которая и в 90 лет сохраняет девическую стройность, трудно представить её за баранкой трактора.
— Да я одна и не крутила, — улыбается Анна Дмитриевна. — Это ж сколько силы надо! Мы вдвоём, вместе с плужником Юрой, заводили. Тринадцать лет ему было, на два года меня младше. Как круг проедем, он лопаткой налипавшую землю с лемехов счищал.
Перед глазами встаёт картина — подростки пашут бескрайнее поле, которое обязательно надо засадить зерном, несмотря на усталость и кровавые мозоли.
Неделя — в день, неделя — в ночь
Анна Белоногова — коренная жительница с.Берёзово. Сначала на одном конце улицы жила, после замужества переехала на другой. В семье было трое детей, жили небогато. Мать сама пекла хлеб, кормились со своего огорода. В школу Аня пошла поздно — в 10 лет. Располагалась школа в большом купеческом доме, было в ней два класса по 30 человек. Ходить Ане приходилось далеко: жила семья на другом конце деревни. Ребятишки изучали грамоту, чтение, арифметику. Девочка успела окончить четыре класс, продолжить образование не удалось. Началась война, мужчин забрали на фронт. Ушёл и Анин отец.
В колхозе остались только дети, женщины да старики. Встал вопрос: кто на тракторах работать будет? В результате решено было отправить молодых девчонок — Анне только исполнилось 15 лет — учиться на трактористок. Обучение шло на МТС, которая располагалась в районе Плешков. 20 марта приступили к занятиям, а 22 апреля уже поехали на тракторах в поля. По пути девчатам надо было преодолеть мост через Искитимку — был он деревянный, едва живой. Так бригадир не пустил, побоялся за молодых девчонок, сам перегонял технику через реку.
Поначалу работать было трудно — техника часто ломалась и глохла. Кабины на тракторе не было, сидел тракторист на ветру да на солнышке, а дождь приходилось пережидать под техникой. Колеса у тракторов были железные, с шипами. Трясло сильно, да и разворачиваться, завершив круг, ох, как непросто было!
Работали тогда по 12 часов в сутки — техники было мало, простаивать ей не давали. Неделю работали в день, неделю — в ночь, чтобы никому обидно не было. Сменщицей Ани была Аксинья Оленева — на полях в те годы трудились одни женщины. А бригадиром был Александр Филатов — тоже подросток, на пару лет старше Ани.
Сама трактор ремонтировала
— Заглохнет трактор в поле — бригадир к нему торопится. Только заведёт — уже другой трактор встал, к нему спешит. Так и работали, — вспоминает Анна Дмитриевна.
Очень скоро она научилась сама устранять мелкие неполадки, не ждать помощи. Когда расплавились подшипники, Аня не растерялась, сняла деталь, села на лошадь и поскакала в МТС. А потом привезла деталь и сама поставила её на место.
Каждую зиму женщины-трактористки, как заправские механики, занимались ремонтом техники, готовили её к новому сезону. Не женская это, неподъёмная работа. Однако бодрости духа колхозницы не теряли: верили, что война скоро закончится, вернутся с полей сражений отцы и мужья и начнётся совсем другая, счастливая жизнь.
А пока что мать собирала дочери-трактористке котомку с нехитрой провизией: тошнотиками — оладьями из мороженой картошки, варёной картошкой с огурцами. До сих пор вспоминает Анна Дмитриевна, какое счастье было у девчонок, когда накормили их не жидким супчиком-затирухой, а настоящими клёцками из белой муки.
Так и прошли годы войны. Однажды весной пришла в село радостная весть — Победа! Спустя некоторое время стали возвращаться с полей сражений селяне. Вернулся и отец. Раненый, но живой.
Вскоре Аня встретилась со своим будущим мужем Иваном. Он был призван в армию уже в конце войны, отучился в военном училище. Однако повоевать ему не довелось — война закончилась, и Ивана отправили охранять военные объекты. А вскоре врачи обнаружили у него заболевание и комиссовали. Молодой парень вернулся на родину, тут и встретил Анну. Сыграли свадьбу.
От баранки — за прилавок
Анна так и продолжала работать на тракторе. Потом появился первенец — и в колхоз она больше не вернулась. Муж отучился заочно и стал работать старшим мастером подстанции. Молодая семья начала обустраиваться.
— Не было у нас даже вёдер, всё приходилось покупать! Повезло нам, что была корова, жили продажей молока. Ходили в город на базар. Путь неблизкий, а ходить приходилось пешком, молоко везла на тележке, — рассказывает Анна Дмитриевна. — Сделала я как-то ведро варенца, продала его стаканами, а на вырученные деньги трико мужу купила.
Анна не отказывалась ни от какой работы. Несколько лет была приёмщицей на молоканке — так называли пункт сдачи молока. А потом предложили ей пойти работать в сельский магазин. Более 30 лет отстояла она за прилавком. Выезжала и на ярмарки, и на базары. До сих пор односельчане вспоминают добрым словом её приветливую улыбку.
Сейчас Анна Дмитриевна на заслуженном отдыхе. С мужем Иваном Ивановичем прожили они полвека, воспитали сына Георгия и дочь Лидию, четверо внуков и восемь правнуков.
Аля Шеметова
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».