Невидимые связи

Наши люди

День Победы – время ещё раз проверить себя: мы помним? Мы гордимся? Мы достойны памяти своих дедов и прадедов? Эти вопросы особенно актуальны, когда речь идёт о воспитании молодёжи. Именно ими задаётся героиня нашего интервью, председатель Совета ветеранов Щегловской территории, педагог с 23-летним стажем, заведующая школьным музеем, руководитель волонтёрского отряда «Буревестник» Барановской средней школы Галина Николаевна Краева.

Буревестники

— Галина Николаевна, как давно вы ушли из школы?

— Третий год пошёл.

— Почему же вы до сих пор руководите и музеем, и отрядом «Буревестник»?

— Это то, что называется «общественно полезный труд». Вы не представляете, как я рада, что мне разрешили продолжать этим заниматься, и с большим удовольствием эту работу выполняю.

— Тогда расскажите, как вы с вашими «буревестниками» готовились к 9 Мая!

— Мы с ребятами готовили открытки и вручали их лично, адресно нашим труженикам тыла, детям войны, вдовам участников Великой Отечественной. С каждой бабушкой и каждым дедушкой мы давно знакомы лично, потому что в течение года, минимум трижды, помогаем им по дому: моем окна, приводим в порядок дворы, у кого они есть.

Помимо этого, мы ухаживаем за двумя нашими памятниками в посёлке, посвящённым нашим землякам, погибшим во время войны и дважды победителям. А ещё мы ухаживаем за могилами участников Великой Отечественной, у которых не осталось родных или если те живут очень далеко. Мы чистим их три раза в год: к 9 Мая, 22 июня и осенью.

— А есть что-то в деятельности отряда, что вам особенно греет душу?

— Всё греет, на самом деле. Но, вот, чем горжусь, так это тем, что наши ребята принимали участие в создании двухтомника «Дважды победители». Они собирали материалы, в том числе, и в военкомате, куда мы специально ездили; проводили многочисленные опросы жителей, лично знающих наших победителей.

— А непосредственно 9 Мая что происходило?

— Мои дети обязательно участвуют в шествии Бессмертного полка. Они несли портреты не только своих родных, но и тех людей, за могилами которых мы присматриваем. Они стояли в почётном карауле у вечного огня, участвовали в параде и так далее.

Живая история

— А когда образовался волонтёрский отряд «Буревестник»?

— Ой, давно, наверное, лет 15 уже. В нашем отряде выросло ни одно поколение волонтёров.

— Скажите по секрету, вам приходится детей добровольно-принудительно в отряд приглашать?

— Нееет, что вы! Они сами приходят и просятся. Тем более, что все давно знают, чем мы занимаемся в отряде. И приходят именно те, кого такая деятельность привлекает. И если нужно какое-то дело срочно сделать, незапланированно, достаточно одного звонка, и они сразу откликаются. 

— Как вам кажется, почему для детей важна такая деятельность?

— Мне нравится работать в сельской территории ещё и потому, что мы все здесь очень близки друг другу. Вот, например, приходим мы в гости с конфетами и открытками к нашей подопечной Раисе Филипповне Васильковой. Она никогда нас не отпускает без чая. Усадит ребят, начнёт расспрашивать, кто они, откуда. И, услышав фамилию, тут же вспоминает и отца, и деда, а то и прадеда нашего «буревестника». И про свою жизнь в посёлке расскажет в давние времена. Человеку уже 86 лет, но она многое помнит, живо интересуется новостями!

Получается, за одним столом незримо присутствует вся семья, включая тех, кого уже нет с нами. Вот так, исподволь, дети знакомятся и с историей семьи, и с историей малой родины, и с историей страны.

Такое же знакомство с живой историей (а это очень важно), происходит в момент, когда мы, например, делаем субботники на могилах участников войны. Я обязательно рассказываю детям, кем был их земляк, который покоится здесь: где воевал, когда вернулся с фронта, какие имеет награды и т.д. Михаил Романов, например, воевал под Сталинградом, а Григорий Ключников возил боеприпасы, продукты, спасал людей во время блокады Ленинграда, вывозил их под бомбёжками через Ладожское озеро; Александра Макарова работала в госпитале тоже во время блокады. И так далее. И ребята слушают, затаив дыхание!

О патриотическом воспитании

Галина Николаевна, предлагаю поговорить об актуальности патриотического воспитания. Почему это важно во все времена, а сегодня – особенно?

— Начну издалека. Раньше были октябрята-пионеры-комсомольцы-коммунисты. Я прошла все эти стадии. И мы очень гордились и званием, которого ещё надо было добиться, и теми делами, которые мы делали. Точно так же помогали старикам, ветеранам, собирали макулатуру и металлолом, шефствовали над детскими домами и младшими классами. Очень насыщенной была жизнь. И, что важно, это было системное патриотическое воспитание. А после того, как Советский Союз распался, система эта тоже исчезла. И, спустя какое-то время стало понятно, что что-то подобное просто необходимо, потому что мы попросту можем потерять нашу молодёжь именно в этом аспекте. Каждая школа решает этот вопрос по-своему. Но системы единой на сегодня нет.

Хотя, могу сказать, что за наших щегловских детей, подростков, молодёжь я спокойна. У нас за патриотическое воспитание можно ставить оценку «отлично».

Это видно как на том примере, о котором я вам рассказала выше, так и на достижениях другого порядка. Вот, например, моя воспитанница Татьяна Виттольд серьёзно готовилась к слёту юных краеведов Кузбасса, посвящённому 100-летию пионерской организации. И в итоге в номинации «Виртуальная экскурсия» заняла почётное третье место. Вы бы видели, как она старалась, изучала архивные материалы. А уж когда увидела мою тетрадку вожатой времён пионерской юности, где были занесены все мои дела, то попросила взять её для изучения, проявив при этом искренний интерес. Когда у детей так горят глаза при изучении истории, в том числе, истории своей малой родины, за будущее страны можно быть спокойными.

Я считаю, что начинать можно с простого уважения к старшим. У нас ни один ребёнок не пройдёт мимо взрослого, не поздоровавшись.

Архивно-историческое и личное

— А вы сами не утратили интереса к истории за все эти годы? Наверное, всё уже знаете, ничем вас не удивишь?

— Что вы! Например, сейчас я много времени провожу в архивах, в том числе, в нашем, окружном, и в областном. Хочу найти исторические бумаги, документально подтверждающие создание Щегловского совхоза.

Знаете, когда я прихожу в архивный зал, то вижу много людей старшего возраста, которые ищут в метрических книгах своих близких, пытаясь восстановить генеалогические древа. И это очень приятно. Я и сама в поисках данных сделала немало личных открытий. Так, например, узнала, что два моих дяди (братья моего дедушки) погибли на фронте.

А что касается Щегловского поселения, то обнаружила небольшой документ, в котором отмечено, что на октябрь 1929 года (а время создания совхоза Щегловского – май 1929 года) в хозяйстве числился ровно один хряк! Мелочь, а как о многом она говорит. В частности, о том, что времена были небогатые, однако позже, как известно, мы славились как производители свинины и племенных поросят.

Тех документов, которые нужны, пока не нашла, но кто ищет, тот всегда найдёт!

— Галина Николаевна, а с чьим портретом вы принимали участие в шествии Бессмертного полка?

— С портретом моего дедушки Ивана Тимофеевича Сметанкина, который пропал без вести во время боёв под Москвой.

— Чего вы всем нам пожелаете в эти майские дни?

— Здоровья, чистого мирного неба над головой, и чтобы все уважительно относились друг к другу, своим корням и нашей истории. Потому что всё это связано невидимыми нитями, которые и делают нас одним народом, одной страной, одним целым! Разрывая эти нити, мы можем разрушить страну, а укрепляя их, мы будем непобедимы!