Неторопливый и рассудительный Василий Дуреев за рулём сорок пять лет, из них тридцать шесть водит автобусы. Сейчас возит пассажиров по двум маршрутам: № 182, в жилой район Кемерова Промышлённовский, и № 156 – в село Андреевку.

Права Василий Тимофеевич получил до армии: он закончил ДОСААФ по специальности «водитель-электромеханик». Отслужив, вернулся в Кемерово и устроился в автоколонну 1237, где выучился на категорию D, оттуда перешёл на коксохимический завод, но в 1986 году вернулся в автоколонну, где до сих пор и трудится. У водителя есть областные награды – знаки «За безаварийную работу» 2 и 3 степеней.

Начинал Василий Тимофеевич работать на советских ЛиАЗах, в 2004 году пересел на НефАЗ. Поначалу было страшно на них ездить: у новых автобусов были другие габариты.

«Когда с ЛиАЗов на НефАЗы перешли, поначалу собирали все бордюры на поворотах, потому НефАЗ длиннее. Но месяц поездили и привыкли», – вспоминает Василий Тимофеевич.

Сейчас он водит МАЗ-103 – автобус средней вместимости. К нему адаптировался быстро. Транспортом доволен: хорошая машина, говорит, с адекватным количеством электроники и дизельным двигателем «мерседес»: «КамАЗ столько не проходит. У нас есть машина, на 103 маршруте парни на нём работали. Двигатель прошёл без капремонта один миллион двести километров! Это очень большой пробег!»

За 36 лет изменились не только автобусы, но и окружающий мир, отмечает Дуреев. Серьёзно улучшилось качество дорог, в том числе на пригородных направлениях, машин стало больше, что сказалось на поведении водителей. Одни автолюбители принаглели: подрезают, хамят – другие же всегда уступают дорогу автобусу. Сам Василий Тимофеевич, находясь за рулём, старается быть вежливым участником дорожного движения.

«Я уступил – мне уступили. И в пробках люди как-то поделикатнее стали, – отмечает водитель. – Но некоторые слишком торопливые. Зелёный заморгал, вот видит же водитель, что сейчас будет желтый, но нет, несётся, ему надо проехать».

Маршрутчики на дорогах сейчас притихли, стали спокойнее, когда пересели на большие автобусы. «Но если дурак за рулём, он и на «гармошке» будет носиться, если рвать надо. Я же стараюсь график, расписание соблюдать, не торопиться», – деловито говорит Дуреев.

Василий Тимофеевич предпочитает работать на одни и тех же маршрутах. Здесь и знакомая дорога, и постоянные пассажиры, и известный график, понимаешь, во сколько надо встать и приехать. Тем более, пригородные маршруты сложнее городских, особенно зимой.

«Зимой, например, в городе посыпают всё, а на трассе – нет. Если сломался, в городе всё равно есть, где погреться, быстрее тягач придёт, чаще ходят другие маршруты, можно пассажиров пересадить, а на трассе приходится ждать попутные машины или помощь. У нас некоторые подмораживали ноги. На пригороде буран зимой переметает дороги, можно стоять. А пробки, аварии везде бывают», – сравнивает Василий Тимофеевич.

Василий Дуреев постоянен и при выборе личного автотранспорта. Сейчас у него Chevrolet Niva, уже третья. Как рассказывает водитель, он привык к марке, на такой машине и за грибами, и на дачу ездить удобно. «Нива» проезжает везде.  

Дача у Василия Тимофеевича и его супруги уже больше 20 лет. Мужчина любит землю, так как родился в деревне в Топкинском районе. На даче огород, отдельные теплицы для помидоров, огурцов и перцев, два мангальчика, банька, душ – всё необходимое, чтобы отдохнуть душой и телом. Ежегодно супруги собирают отличный урожай. Заготовок хватает всем, включая друзей. 26-летнего сына, правда, на дачу не тянет, но он всегда готов помочь родителям.

«Зимой с удовольствием гуляем вокруг кадетки. Изменения в этом районе огромные. Памятник сделали обалденный! Мне нравится, что там без слов музыка играет тихо», – делится Василий Тимофеевич.

Увольняться Дуреев пока не собирается. По его словам, на предприятии не хватает водителей, молодёжь идёт неохотно: во-первых, работа тяжёлая. Долго сидишь за рулём, в дороге может случиться всё, что угодно, поэтому поездка требует сосредоточенности, ведь на водителе лежит ответственность за безопасность пассажиров. Нужно быть ещё и рукастым, понимать, как устроен автобус, чтобы суметь устранить поломку на трассе, не дожидаясь помощи.

Во-вторых, компания набирает только готовых специалистов. Если раньше, в советское время, парни на предприятии могли бесплатно выучиться на категорию D, то теперь обучение только за свой счёт. «Конечно, мои знакомые тоже по молодости получали категорию, уходили с предприятия, но всё равно потом через какое-то время возвращались. Как я», – заключает Василий Дуреев.

Нина Обелюнас

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».