Олеся Павловна Солопёкина из Ясногорской школы приняла участие в региональном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2023» и вошла в десятку лидеров. Как добиться успеха в профессии, о гордости за своих учеников и важности наставничества, – читайте в интервью с талантливым педагогом.

Профессия по наследству

- Олеся Павловна, расскажите немного о себе. Где родились, учились, почему выбрали профессию педагога.

- Я родилась в поселке Ясногорском в 1987 году. Посёлок рос и менялся у меня на глазах. Построили парк, городки для детей, отремонтировали детские сады. Жизнь сильно изменилась за последние годы, теперь мы живём, как в городе.

Мои родители приехали в Ясногорский из Крапивинского района. Отец по первому образованию – тоже педагог, как и мама. Так что получается, что я педагог уже во втором поколении.

Папа, Павел Николаевич Коробейников, был учителем физики, у него всегда была тяга к естественным наукам. Это я унаследовала он него.  Поработав учителем физики, он решил заняться биологией. Пошёл учиться в сельскохозяйственный институт, и поменял направление деятельности – стал главным зоотехником на Камышинской птицефабрике.

Мам, Нина Кирилловна, учитель начальных классов, потом стала преподавать русский язык и литературу. Однако и она ушла из школы в детский сад «Катюша». Ей больше нравилось работать с маленькими детьми, научить их основам. «В ребёнка можно вложить много информации, пока он маленький», - говорила она. Поэтому роль воспитателя так важна. К сожалению, мама и папа умерли уже давно… Но именно родители стали моими проводниками в такую одновременно сложную и интересную профессию - учитель.

Мне нравятся сложные задачи

- Вы учились здесь, в Ясногорском?

- Да, я закончила Ясногорскую школу. Ещё во время учёбы полюбила биологию. Биологом у нас была Татьяна Ивановна Пивоварова и Люция Фатыховна Лебедева. Они привили мне любовь к предмету. После школы поступила в Кемеровский Государственный Университет, выбрала специальность генетика. Так же у меня есть специальность географа и химика. Так что лёгких путей не искала, мне нравятся сложные задачи.

- География и биология – на первый взгляд, такие разные науки. Что между ними общего?

- Конечно, много! Без знания биологии, особенностей того, как расселяются различные виды растений и животных, формируется жизнь, сложно понять географию. Обе науки изучают окружающий мир, его устройство.

Например, в биологической лаборатории мы работали с кровью коренных народов. Типировали, выделяли характерные гены. Работа с генами позволяет ответить на много вопросов. Откуда эти люди пришли, как расселялись по планете. Конечно, сейчас сложно говорить, что существуют какие-то чистые народности. Было очень много смешений, но именно это как раз и интересно изучать, чтобы узнать особенности своей территории.

- И что, по капле крови можно определить, откуда человек родом?

- Можно ответить на многие вопросы. Например, предположить, к какой расе человек относится. Мы изучали коренную народность Алтай-кижи, это народность Алтая. И у каждой из народностей есть свои, только ей присущие особенности.

Когда выбирать непросто

- Как же вас, генетика, забросило в школу?

- Честно говоря, я и сама не сразу увидела себя учителем. Тем более, что в то время в школы пришли дети поколения девяностых, его даже иногда называют упущенным поколением. Поэтому были сомнения и страхи.

Однако интерес был. Я выросла в многодетной семье, у меня 2 старших брата. Родители-педагоги. Да и воспоминания о Ясногорской школе были только хорошими. Ещё во время учёбы многие педагоги говорили, что у меня есть способности к педагогике. И с детьми работать мне всегда было интересно. Так что я пошла в школу.

Было это в 2009 году. Стала работать учителем биологии и географии.

- И какой предмет вам больше нравится?

- Нельзя просто так взять, и выбрать – мне оба предмета близки. География, конечно, более интересная. Всё-таки там изучаются разные страны, не во всех из которых удастся побывать. Это в каком-то роде путешествия каждый день, возможность увидеть страны, города, природу. Изучать человека так же интересно и увлекательно. Химию также нельзя не любить, удивительная наука.

Вообще, школьникам сложнее изучать биологию. Тут требуются именно знания. А география в большей степени логическая наука. Поэтому её больше выбирают, чтобы сдавать экзамен. И подготовиться к ней легче.

До сих пор существует как-бы негласное мнение, что главные предметы в школе – это русский и математика. Остальное – для расширения развития и кругозора. Однако к девятому классу дети начинают задумываться, чем именно они хотели бы заниматься в жизни. И тут оказывается, что им нужны именно естественные науки. В таком случае, приходится нагонять пробелы в знаниях.

Как поймать учителя

- Сколько уже классов вы выпустили?

- Если считать с начала работы – то у меня было 2 полных выпуска, у кого я преподавала с 5-го класса.  Ребята встречаются со мной на разных предметах. Но уже 2 года, как я не веду биологию, преподаю географию и химию.

Интересно наблюдать, как в процессе обучения меняются интересы у детей. Сейчас все знают, что после окончания 9 класса будет ОГЭ, поэтому готовятся, ищут дополнительные знания в интернете. И это тоже подталкивает педагога к развитию – он должен самообразовываться, чтобы не отстать от детей.

Особенно в этом плане много изменений происходит по географии. Поэтому к каждому уроку дополнительно готовлюсь, проверяю все данные. Дети же тоже проверяют учителя. Им интересно поймать его на незнании. Так что уроки проходят интересно. Например, численность населения меняется каждый год, учебники за этим просто не успевают. В любимой школьниками Википедии тоже быстро информацию не обновляют, так что пользуемся данными статистики.

- Как вы относитесь к таким попыткам «поймать» учителя?

- К этому нужно относиться спокойно. Все мы люди, и можем иногда ошибаться – тут главное, чтобы уметь признавать свою неправоту. Я хвалю, если дети ищут информацию, больше занимаются. И это держит в тонусе – заставляет постоянно изучать новое.

Как помогает техника

- Вы сказали, что преподаете еще и химию. Как к ней относятся дети, предмет-то сложный?

- Да, даётся она детям непросто. Но как раз и задача педагога – побороть эту сложность. Пока идёт теория – многим неинтересно. Зато когда начинаются лабораторные работы – информация усваивается намного легче.

Вообще, сейчас появилось очень много устройств, которые помогают в обучении. Тем более, что дети сейчас буквально растут с техникой. Например, есть информационные биологические программы, где можно расставить все органы человека по своим местам. Это хорошо помогает запоминанию. В географии интерактивные карты Земли, для лучшего усвоения географической номенклатуры.

Сейчас очень много ярких тетрадей по разным предметам, дети любят с ними работать. К сожалению, готовые ответы тоже найти легко, поэтому сейчас такие задания утрачивают смысл. Другое дело, когда ребёнок что-то делает сам. Это те же контурные карты. Там нужно самому найти информацию, разместить не на карте. Подумать, откуда, например, на берегу моря, могла появиться пустыня. Это учит рассуждать логически, а не просто брать готовую информацию.

- Удалось вам вдохновить кого-то из детей в выборе профессии?

- Хочется думать, что да. Один из моих учеников, например, выбрал профессию эколога. Он долго шёл к этому, и уже скоро закончит вуз. Ещё одна девочка поступила на учителя географии в Томск. Ну и, конечно, многие идут в медицинский университет. Сейчас преподаю химию и тоже замечаю интерес – есть те, кто хочет выбрать такую профессию, где необходим именно этот предмет.

Секреты мастерства

- Расскажите про конкурс педагогов. Как вы решили в нём участвовать?

- Участвовать я хотела давно, только раньше не получалось, всегда что-то останавливало. Я же многодетная мама, у меня трое детей: две дочки и сын. В декрете долго никогда не сидела, выходила на работу. Но всё равно, пока дети маленькие, участие в конкурсах планировать сложно.

Однажды, показывая открытый урок по географии мне мой наставник и на тот момент директор школы Николай Андреевич Волков, сказал, что с такой работой можно идти на конкурс. С того момента и появилось желание поучаствовать.

Для показа я выбрала урок по географии, по теме «Южная Америка». Планировался урок закрепления знаний. Однако оказалось, что эту тему ещё не проходили, так что пришлось буквально в последний момент все менять и проводить вводный урок с работой по карте. Впрочем, для учителя такие импровизации – это повседневность.

- Как вы считаете, как дальше будет развиваться школа? Заменят ли электронные планшеты привычные учебники?

- Учебники, конечно, останутся. Потому что это именно наглядность, а она очень важна. До сих пор дети любят шелест бумаги, любят разглядывать картинки. И их большинство. Вообще, любая наглядность помогает запомнить тему. Посмотрел ребёнок полезное ископаемое, сам сделал опыт – и это уже врезается в память.

Педагоги стараются больше работать с наглядными пособиями, и их число не уменьшается.

- А как вы готовитесь к уроку, есть какие-то секреты?

- Главное, это готовиться постоянно. И заниматься профессиональным развитием. У нас в Кузбассе много курсов повышения квалификации, многие можно пройти онлайн.

Планы уроков мы делаем, как и раньше. Только уже не от руки пишем, а на компьютере.

- А зачем нужны такие планы?

- Понимаете, они помогают сделать нужные акценты, ничего не пропустить. Сейчас много разных учебников, и важно, чтобы все темы, которые потом встретятся на экзаменах, были изучены.

- Как вы ставите оценки, на что ориентируетесь?

- Есть единые требования. Конечно, кто-то из учеников понимает тему глубоко, кто-то поверхностно. Например, бывает так. Какая-то часть информации даётся для самостоятельного изучения дома. При ответе видно – ученик урок запомнил, но вот учебник не прочёл, детально материал не проработал. А к уроку надо готовиться комплексно, а не надеяться только на свою память. Поэтому исходя из ответа ученика и его подготовки ставится соответствующая оценка.

Наставник для молодого педагога

- Как вы думаете, почему выпускники вузов не торопятся идти работать в школу?

- Многие сомневаются в своих силах. Кто-то приходит – но потом увольняется, потому что сложно, и ищет другую работу. Дело в том, что молодому учителю необходима поддержка.

Мне в этом плане повезло. У меня был отличный наставник, Николай Андреевич Волков. Он очень внимательно относился к моим вопросам, помогал, давал советы, смотрел планы уроков. В вузе маленькие практики, методикой никто не владеет. Люди приходят в школу – и не знают, что их ждет, как им работать. Мне повезло, что Николай Андреевич учил, как лучше сделать. Он помог мне стать не только профессионалом своего дела, но и методически грамотным учителем.

В нашем коллективе не только я после вуза вернулась на работу в Ясногорскую школу. У нас есть ещё 2 педагога, которые тут учились – это Марина Глебова и Мария Борисова. А это – лучший показатель работы педагога, когда ученики возвращаются учителями!

Я считаю, что педагоги с опытом должны стать наставниками молодых специалистов. Это поможет молодым педагогам адаптироваться, понять, что именно быть учителем - их призвание. Потому что работа в школе – это не только интересно, но и важно, ведь дети - это будущее нашей страны.

Аля Шеметова

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».