О людях благороднейшей профессии
Шахтёр и спасатель
– Александр Юрьевич, с чем был связан такой выбор нового места жительства?
– Мне очень понравилась эта местность. Природа чудесная, река рядом. И я с большим удовольствием всё это осваиваю.
– Кто вы по образованию?
– Образование у меня шахтёрское – горный техникум города Донецка, а также Московский горный университет. Свою трудовую деятельность я начал в семнадцать лет. После окончания школы поехал в Кемерово, где пытался поступить в медицинский институт. Но по конкурсу туда не прошёл, вернулся в Прокопьевск. Тут моя мама Валентина Васильевна мне и говорит: «Саша, вот не хотел нормально работать головой, будешь работать руками. В шахту теперь пойдёшь». Это было неудивительно, поскольку мои родители оба горняки – папу звали Юрий Николаевич, так что мне было на кого равняться. И я устроился на шахту «Зиминка», где начинал свою деятельность люкогрузчиком. В 1974 году меня призвали в армию. Служил в дальней авиации на станции Чаган за Семипалатинском. Отслужив два года, вернулся домой и пошёл на ту же «Зиминку», но уже проходчиком. А через некоторое время знакомый спросил у меня, не хочу ли я стать горноспасателем. Немного подумав, я решил попробовать. И мы вдвоём с моим одноклассником поехали в отряд ВГСЧ, в первый прокопьевский взвод.
– И что, вас сразу взяли туда?
– Да, командир убедился в том, что мы обладаем шахтовым опытом, оба работали проходчиками, и направил нас в отдел кадров оформляться. В то время наше пятнадцатое ВГСО обслуживало шахты Прокопьевска и Киселёвска – всего 23 шахты. В 1979 году командир предложил мне поехать на учёбу в школу комсостава, которая находилась в Донецке. В 1983 году я эту школу окончил и вернулся в родной Прокопьевск. Проработав там в своём взводе два года, я был переведён в оперативный взвод сначала помощником командира, а потом и командиром. Это было самое крупное подразделение спасателей по всей Сибири.
Профессия – спасать людей
– Работы было много?
– Очень. Этот район характеризуется крутопадающими угольными пластами, а они являются самыми аварийными, с частыми выбросами метана и обрушениями, пожарами, взрывами. Так что без дела мы не сидели никогда. В 1993 году ездили в длительную командировку в Копейск Челябинской области, где во время большой аварии погибли двадцать шесть горноспасателей. Там происходили постоянные взрывы, мы ликвидировали завалы целый месяц.
– Фактически вы большую часть своей шахтовой деятельности были горноспасателем?
– Конечно. Первые шесть лет я работал проходчиком, потом шестнадцать лет был горноспасателем, а ещё позже я работал в горнотранспортной компании на разрезе генеральным директором. Но весь мой трудовой стаж связан исключительно с угольной промышленностью.
Как побороть страх
– Скажите честно, когда горноспасательных структурах трудились, страх был?
– Конечно, страх присутствовал. Это ведь только полные дураки никогда и ничего не боятся. Но это был разумный страх и – добавлю к этому – только в первые минуты. А потом вникаешь в ситуацию и начинаешь работать. И там уже не до страха доходит. Особенно, если идёшь спасать людей, находящихся под завалом. Тут требуются опыт и скорость.
– А какими качествами должен обладать человек, профессия которого горноспасатель?
– Ну, во-первых, смелостью. А ещё профессионализм должен быть и в какой-то степени, самопожертвование. Вот почему-то я так считаю. Вспоминаю, как мы пошли в разведку на шахте «Дальние горы». Там было сильное задымление, и воздух совершенно не был пригоден для дыхания. Дошли до скважины, где находились шесть горняков. Даю команду включаться в аппараты самоспасателей. Пятеро включаются, а у шестого аппарат не срабатывает. И наш запасной не включается тоже. Я отдал свой аппарат и говорю замыкающему Юре Попову, чтобы он доставлял всех через зону задымления на безопасный участок, а сам я пока здесь останусь дожидаться помощи. А он мне отвечает: «Я тебя не брошу. Одному здесь нельзя оставаться. Будем вместе выходить на одном аппарате». Вот так и шли вместе: один делает вдох, передаёт загубник другому, и так всю дорогу. Это о многом говорит и дорогого стоит.
– Вы помните тех людей, которых вам удавалось спасти?
– К сожалению, нет. Их ведь немало было. Ну, по лицах-то многих, наверное, помню, а вот по имени – так нет. Но всегда чувствовал то, насколько наша профессия нужна всем этим людям, и насколько она, не побоюсь этого выражения, благородна.
Об учителях
– А было в вашей работе что-то самое запоминающееся?
– Запоминающимся было практически всё, но самыми-самыми считались ситуации, когда всех людей удавалось спасти. Это была настоящая человеческая радость. А ещё в моей памяти навсегда остались особо запомнившиеся мне замечательные люди. Те, которые вкладывали в меня свой талант и опыт, чтобы превратить меня в настоящего горноспасателя. Это командир отряда Иосиф Иосифович Пробст. Очень энергичный и грамотный в своём деле специалист. Почётный гражданин города Прокопьевска Борис Васильевич Чубаров, сменивший Иосифа Иосифовича на его месте. Сергей Филиппович Тихонов, возглавлявший в своё время «Прокопьевскуголь». Александр Филиппович Син, возглавлявший все горноспасательные организации России до передачи их в МЧС. Огромное спасибо всем этим людям!
– Какие пожелания вы могли бы высказать своим коллегам накануне их профессионального праздника?
– Первое пожелание, как и всегда – крепкого здоровья! Обязательных занятий спортом!
А самое главное: всегда и во всём соблюдать технику безопасности. Это – основа всего. До восьмидесяти процентов всех аварий происходит по нашей халатности и разгильдяйству. А это не допустимо, когда люди, прекрасно зная все правила, продолжали их нарушать, подписывая, таким образом смертный приговор и себе, и своим товарищам. Выполнять неукоснительно правила желаю я всем. Ну, а ещё желаю хорошей работы и хорошего заработка. С Днём шахтёра, дорогие коллеги!
Сергей ВОЛКОВ
Фото автора
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».

