Что определило выбор

– Тамара Михайловна, что привело вас в педагогику и почему ваш выбор пал именно на такую специализацию?

– Наверное, всё началось с искренней любви к своему предмету – химии и биологии. Окончив местную поселковую школу в 1970 году, поехала поступать в Томск, но не прошла по конкурсу. На следующий год поступала уже в Кемеровский пединститут на химико-биологический факультет. В 76-м окончила его уже как университет, получила диплом преподавателя биологии и химии. И вернулась в свою родную школу, где проработала сорок четыре года.

– Конечно же, идти именно в свою школу было не страшно? Или как?

– Школа, конечно, на самом деле была мне родной, но переступать её порог уже в совершенно новом качестве, да ещё через несколько лет было немного боязно. Правда, у меня за плечами уже был год работы с ребятами – когда я в первый раз не поступила в институт, то устроилась на работу пионервожатой. Свой первый урок химии я провела в классе, который задавал всей школе. Но я справилась, и во все последующие года дисциплина на моих уроках никогда не хромала. Да и вообще конфликтов у нас не было.

Что первично для педагога

– Традиционный вопрос для школьного преподавателя: есть ли видимая грань между педагогом и учителем?

– Для себя я не проводила бы какой-то строгой грани в этом. Потому что в процессе работы с детьми в школе можно выступать и в одной и в другой роли. Все дети очень разные, к каждому нужен свой подход, кого-то достаточно просто учить, но кого-то ещё и воспитывать. Главное видеть в каждом ученике самостоятельную личность и уважать ребёнка.

– В любой профессии даже очень хорошо образованный и подготовленный человек поначалу может ощущать некую неуверенность в своих силах. Через некоторое время это проходит – с опытом. Было ли у вас такое чувство, и если да, то сколько времени потребовалось для того, чтобы почувствовать себя настоящим профессионалом?

– Мне, наверное, было несколько легче, поскольку у меня уже был опыт работы вожатой, о чём я уже говорила. И детей я не боялась. Но что-то такое всё же было. Даже муж мой подмечал, что я сама продолжаю учиться больше, чем учу детей. Но это относится к первому году работы. На втором я убедилась, что всё получается у меня хорошо. Ну, а с годами уже понимала, что могу идти на занятия без всякой подготовки, всё было наработано, а планы уроков писались лишь потому, что это было положено. Единственно что менялось, это те различия, которые в построении урока зависели от силы подготовки и способностей того или иного класса. А успехи, естественно, во многом зависели и от любви к своему предмету.

О любимых наставниках

– А откуда она вообще взялась, эта любовь?

– От тех педагогов, которые учили нас в школе. Особенно от Марии Вуколовны Каськовой, которая преподавала нам биологию. А вот с химией всё было по-другому. Поначалу этот предмет вели как-то вяловато и не очень интересно. Но потом к нам пришла Валентина Ивановна Вишнякова, и всё резко изменилось, химия стала для нас интересной. Валентина Ивановна позже ушла из школы и работала в Берёзовском гороно, она до сих пор жива. А я лично на примере этих двух учителей выбрала себе профессию на всю жизнь.

– Можете сформулировать правила о том, что главное в работе учителя, и какими качествами он должен обладать?

– Первое – это любовь к детям. Без этого в школу вообще нельзя идти, без любви хорошим педагогом никогда не станешь. Второе – это любовь к своему предмету. Тогда и преподавать будет интереснее, и дети это сразу почувствуют. 

Кто «любимей» для учителя

– Есть такое понятие в школе – «любимчики». У вас были такие ученики?

– Нет, не было. Я никогда не делила детей на хороших и плохих. И до сих пор уверена в том, что это правильно. Другое дело – выбирать свой какой-то особый подход к определённому ребёнку. Но выделять какую-то элитную касту ни в коем случае нельзя, все должны обладать равными правами. Тогда и вас дети будут больше любить и уважать. Вот многие мои выпускники пошли по моим стопам, став педагогами, а кто-то посвятил себя медицине, где химия очень важна. В частности, врачами стали обе мои дочери. Так что могу сказать, что работала я не зря, мои планы осуществились, и я очень довольна. Никогда у меня не возникало желания сменить профессию. Свою деятельность в школе я закончила не так уж и давно, в 2020 году. Теперь вот на пенсии, коротаю жизнь в своём родном доме.

– Тогда расскажите немного о своей семье.

– Мой муж Николай Николаевич Ермолов был шофёром, механизатором, работал на бульдозерах. То есть имел вполне распространённую рабочую профессию. Это перешло и к нашему старшему сыну – Максим Николаевич работает сейчас экскаваторщиком. У Максима двое детей: старший учится в Техническом университете, а младшая дочь недавно пошла в школу. Так что внуков у меня только двое. И две дочери в нашей семье, Надежда и Галина – они близнецы. Они окончили сначала медицинский колледж, потом Медицинскую академию. Одна работает теперь гинекологом в Томске, другая терапевтом в селе Александровском, это в Томской области, неподалёку от города Стрежевого. Я очень довольна всеми своими детьми. Воспитывались все как в школе, так и дома, достаточно равномерным этот процесс у них был. В семье всегда царили хорошие доверительные отношения, взаимоуважение, давления на детей никогда не было, но, тем не менее, моё материнское слово всегда было для них законом. И всё у нас всегда было нормальным.

Что может сделать школа

– Прекрасно, но давайте вернёмся к теме школы. Какие главные задачи стоят перед ней и пред её педагогами?

– Школа должна воспитать детей такими людьми, которые любят свою родину, любили и уважали бы своих родителей, а также окружающих людей. Чтобы в каждом из них были заложены определённые нравственные качества, позволяющие правильно строить свою дальнейшую жизнь. Школа формирует личность ребёнка, развивает в нём такие качества, которые необходимы для дальнейшей адаптации в обществе.

– Ну, а роль педагога в чём, каждый ли человек может им стать?

– Конечно, далеко не каждый. И это нормально. Люди идут учиться в педагогические учебные заведения. Но эффект от этого получается разный. За сорок четыре года работы в школе я встречалась со многими педагогами. Многим работать в этой профессии тяжело, и они из неё уходят. И это даже хорошо, когда человек, осознав, что педагогика – не его призвание, что никакой он не преподаватель, меняют сферу деятельности. А бывает даже так: учитель прекрасно знает свой предмет, а вот контакта с детьми не может найти. Думаю, что такому педагогу тоже нужно уходить. Главное, вовремя определиться во всём этом. А для того, чтобы определиться, всё равно надо обязательно попробовать себя в деле. Так будет вестись правильный отбор хороших учителей. А это ещё одна из самых главных задач нашей школы.

– Ну, и самый традиционный вопрос, обращённый к празднику: что хочется пожелать своим коллегам по педагогическому труду?

– Обязательно хорошего здоровья – это необходимо. Умных и благодарных учеников. Настоящей любви к своему предмету. А ещё удачи и больших успехов в их столь нужном труде!

Сергей ВОЛКОВ

Фото из архива Тамары Ермоловой

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».