За сельским прилавком
В деревню на жительство
– Елена Валерьевна, вы же родом не из села?
– Нет. Родилась я в Кировском районе Кемерова. Училась в восемьдесят второй школе. В 1998 году вместе с мужем решили переехать в село – причиной стали финансовые проблемы тех лет. Прежняя работа в сфере ЖКХ уже никаких денег на тот момент не давала. Начинала-то я вообще штукатуром-маляром. Потом перевелась в дворники: там по тогдашним законам квартиру давали. Но это всё закончилось. Стало понятно, что надо начинать какую-то новую жизнь. И мы тогда нашли подходящий домик в Ленинградском посёлке. Дети были ещё маленькими, а я устроилась в местный животноводческий совхоз «Октябрьский» телятницей. Вскоре это хозяйство расформировали. Но открыли в посёлке детский дом – его тоже на сегодняшний день не существует. Я устроилась туда заведующей складом. В 2013 году и это учреждение закрылось, так что мне пришлось около года пробыть в армии безработных. Но потом меня буквально уговорили устроиться вот в этот магазин – продавцом. С тех пор я здесь так и работаю.
– Нравится такая работа?
– Знаете, шла я сюда в какую-то полную неопределённость, поскольку работы в торговле совершенно не знала. А потом – втянулась. И оказалось, что я как бы попала на своё место. Первое, что повлияло, была близость от дома. Второе – работа со своими людьми, с соседями. А потом и совсем уже обвыклась, познакомилась со всеми односельчанами, даже с дачниками, которые только на лето сюда приезжают.
Работа торговли – работа общения
– Чем вообще отличается работа в торговле от других сфер?
– Самое главное здесь в том, что ты постоянно в непосредственном контакте с людьми. Понимаете, здесь не получится уйти в свою какую-то отдельную каморку и немного поработать там в одиночестве. Здесь ты всегда на виду, на слуху, и скрыться от людей у тебя просто возможности нет. С одной стороны, это может показаться несколько страшноватым. Но я к этим условиям быстро привыкла, и давно уже работаю здесь с удовольствием. Это я по-честному говорю. Ну, прямо-таки, живу здесь теперь и чувствую себя – как рыба в воде.
– Насколько всё-таки было трудно вникать в абсолютно новую профессию, навыки приобретать, до того тебе ещё несвойственные?
– Нелегко, конечно. Считать всё училась. Знания новые постоянно получать – в торговле же у нас всё время что-то меняется. К технике новой и совершенно иным технологиям. Приходилось ко всем этим постоянным переменам привыкать. Не сразу оно удавалось, но постепенно эти навыки приходили.
– Что-то принципиально важное для вас открыла сфера торговли?
– Принципиально, вряд ли. Скорее, расширили взгляды на нашу простую жизнь. Вот у нас один единственный магазин в посёлке. Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо – никакой конкуренции нет, особенно для маленького посёлка. А с другой, мы ведь должны удовлетворить интересы каждого местного жителя, кроме нас этого больше никто не сделает. И покушать чтобы для всех хороший выбор был, и выпить, да и какие-то необходимые хозтовары на полках иметь – всё оно нужно. А кто это определит? Да мы сами, здесь же не сетевой супермаркет, а обыкновенный сельский магазин. Как это делать? Обычно – через расспрос людей: что вам ещё нужно, чего не хватает? И ценовая политика точно так же решается: хотели чего-то по низкой цене, так получите, но смотрите при этом и на качество тоже. Через разговор с людьми все эти вопросы и решаются, иначе просто не бывает.
Преимущества «сельмага»
– Вы коснулись здесь ценовой политики. И, как же на самом деле: есть в вашем магазине цены, сильно отличные от городских?
– Конечно, есть. Причём, иногда, что называется, «в нашу пользу». Вот хлеб, например, он у нас дешевле, чем в городе: буханка стоит не больше сорока рублей. Но, это потому, что наша компания имеет собственную пекарню. По выпечке ассортимент постоянно расширяется, и даже наши летние дачники, когда приезжают на новый сезон, то говорят: соскучились мы уже по вашему хлебу. Ну, а с другими продуктами по-разному может быть. Однако политика у нас такая, что цен мы никогда не завышаем.
– Вы бы посоветовали современным молодым людям идти сегодня работать в торговлю?
– А почему нет? Все наши последние годы жизни в нашей стране поставлены на продажах. Правда, но это я на свой вкус и цвет говорю, что не советовала бы никому идти работать в крупные сетевые магазины. Там всё как-то обезличено. Если вы живёте в селе, то работая в такой торговле, можно найти и достаточный доход, и спокойствие, и даже простую радость человеческого общения. У нас здесь всё ведь на доверии, у нас не воруют, не обманывают и не подозревают друг друга в чём попало. Всё очеловечено тут у нас, и добрые отношения друг с другом преобладают.
– Вы всех своих покупателей в своей «деревеньке» знаете?
– Конечно, я же здесь уже почти тридцать лет живу. И кто как живёт, и у кого какие вкусы. Вот приходят ко мне мужчины и говорят: дайте мне две пачки «моих» сигарет. И я знаю – каких именно. Вот моя напарница Аня – одноклассница моего сына, кстати, полгода как на работу сюда устроилась, а уже всех практически знает и может подсказать, какой любимый товар для какого покупателя появился.
– У вашего руководителя – Нелли Ивановны Сизиковой - небольшая сеть сельских магазинов. Насколько она велика?
– Это три магазина в посёлке Кузбасском, плюс пекарня, и ещё один магазин здесь, у нас в Ленинградском. Я думаю, что это вполне успешное предприятие, во всяком случае, для села. Я знаю, что люди очень благодарны Нелли Ивановне за то, что она организовала хорошую торговлю в двух достаточно отдалённых от города посёлках. А иначе, кто бы ещё об этих людях позаботился? На ней всё руководство. А наши задачи – держать ассортимент, вовремя подсказывать чего не хватает, в чём есть потребности, и, конечно, качественно обслуживать своих покупателей. И мы стараемся.
– Что бы вы могли пожелать своим коллегам, представляющим сельскую торговлю?
– Ну, про здоровье и семейное счастье я даже говорить не буду – это естественно. В профессиональном плане: как можно больше благодарных покупателей! Это повышает смысл всей нашей деятельности, а, значит, и самой жизни.
Сергей ВОЛКОВ
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».

