Мамы бывают разными: весёлыми и строгими, большими начальниками и домохозяйками, богатыми и – очень богатыми! Вот с одной такой «миллионершей» мы хотим познакомить и вас, дорогие читатели. Итак, встречайте: жительница деревни Мозжухи, мать шестерых детей, четырнадцати внуков и семерых правнуков Валентина Даниловна Кулагина!

Богатство по наследству

- Валентина Даниловна, вы с молодости хотели стать многодетной мамой, или планы были другие, но «что-то пошло не так»?

- У меня четыре дочки и два сыночка. Сейчас оглядываюсь на свою жизнь и удивляюсь: ведь и у моей мамы было шестеро детей (пятерых она одна в войну вырастила, а я уже позже родилась), и у меня, получается, ровно столько же. Но, с юности я об этом, конечно, не мечтала. Первую Наташу родила после замужества, но супруг любил погулять, и мы быстро развелись. А второй мой муж, Александр Иванович Кулагин, очень хотел детей, и уговаривал меня рожать всех, кого Бог дал.

Сначала родился сын Владимир, потом вторая дочь Светлана. Помню, я её ещё грудью кормила, и вдруг почувствовала какое-то шевеление. Я к мужу: «Что это?!» А он мне: «Сходи-ка ты к гинекологу». Ну, и выяснилось, что у меня уже четыре с половиной месяца беременности. Так он мне настрого запретил что-то с этим делать. Так и родилась Анна. Ну, а потом ещё Александр и Юлия. Так вот, незаметно, я и стала многодетной мамой.

- Широко живёте, Валентина Даниловна! Не у каждого такое богатство есть!

- Так потом-то я стала ещё богаче: уже внуками и правнуками. Дети-то сейчас все уже взрослые, сами – родители и даже бабушки!

Наталье 48 лет, у неё трое своих детей и четверо приёмных. Получилось, что сестра её супруга ушла из жизни, и двоих её детей взяли под опеку. А потом мой внук Алёша побывал в летнем лагере и увидел там девчушку Наташу из детского дома, маленькую, с головой, как одуванчик, и так ему стало жалко эту малютку, что он бесконечно уговаривал маму забрать её к себе. Ну, а у малышки был старший брат Андрей, поэтому взяли и его. Они живут здесь же, в Мозжухе, как и ещё четверо моих детей. Только Саша – в Кемерове.

- А Наталья с вами советовалась?

- Конечно. Я её спросила только: «Справишься, дочь?» А она мне ответила: «Конечно, справлюсь, я же сильная!» Она у меня, и правда, боевая, всех на контроле держит, в телефоне номера всех учителей есть. Если что не так в школе, сразу нагоняй своим устраивает. У неё тоже хозяйство (птицы, коровы), огород. Машину сама водит, всё успевает.

- Получается, что Наталья стала продолжателем семейной многодетной традиции.

- Получается, что так. Остальные тоже устроены, но детей у них, конечно, поменьше. Володя работает слесарем на каменном карьере. У него две девочки; Светлана трудится на «Азоте» аппаратчиком, у неё – сын и дочь, у Анны – двое сыновей, она работает в одной компании главной по чистоте, у Александра, ему 38 лет, и он у нас электросварщик – один ребёнок. А вот младшая Юлия, ей сейчас 36 лет, работает у нас в Мозжухе продавцом, решила, что ей и одной хорошо.

Воспитание

- Валентина Даниловна, я уверена, что многих родителей волнует вопрос воспитания. Тут с одним, бывает, не справляются, а у вас их шестеро. Есть какие-то секреты, как вырастить достойных людей?

- Ну, если честно, особых секретов нет. Мне повезло с супругом: он детей держал в строгости. И я ему за каждого своего ребёнка благодарна: «Спасибо за хороших детей!»

Вообще, интересно было с ними жить, за ними наблюдать. Придёшь с работы уставшая или после дойки, сядешь, а они вокруг тебя скачут, кричат, каждый первым хочет рассказать, что у него за день случилось! Пойдёшь в стайку управляться, они за тобой: кто солому подаст, кто подстилку почистит. Ну, какие они помощники были, пока маленькие: воды с колонки помогают привезти, все вымокнут в воде, но, довольные – маме помогли!

Растить в те времена было проще: в 90-е, бывало, и в фуфайках в школу ходили, но никто пальцем не тыкал, не унижал, не встречал по одёжке. Не то, что сейчас. Проще было.

Правда, когда в 1999 году мой Александр Иванович ушёл из жизни - рак поджелудочной, я сильно испугалась: у меня на руках оставались трое школьников, 7-й, 9-й и 11-й классы, и что мне с ними было делать?!

- И – как?

- Да, как: если в школе что-то не так, воспитывала, чтобы лучше доходило.

Ну, а через полтора года я в третий раз вышла замуж. И тут у меня уже снова была подмога. Мы вместе уже 22 года. Супруга моего, Валерия Сергеевича Панкрушина, дети сразу приняли, сказали: «Мама, человек хороший, чего ты будешь одна!» А сейчас я, бывает, ругаю его, что он у меня детей «отнимает»: чуть что, они к нему бегут со всеми вопросами.

Я вам больше скажу, даже когда моего Сашу забрали в Чечню, и его там контузило, они все знали, и Валера знал, но мне ничего не говорили, берегли. Потому что те восемь месяцев, которые я его ждала, мне даже вспоминать страшно. Я только когда увидела сына, худого, уставшего, стала догадываться, что что-то не так. Так он сейчас тоже рвётся быть мобилизованным. Записался уже в военкомате. Я ему говорю: «Саша, дай мне хоть немного отдышаться!», а он мне: «Мам, мои деды и прадеды за нашу страну воевали, чего я дома буду сидеть!» Наверное, придётся и это пережить.

Работа, работа, и ещё раз – работа!

- Валентина Даниловна, я правильно понимаю, что вы не только шестерых детей родили и растили, но ещё и много работали?

- Да, работы было – непочатый край. Во-первых, со вторым моим супругом мы сначала уехали в Новосибирскую область, где я родилась. Там он работал скотником, а я дояркой. Потом мама стала плохо себя чувствовать (она жила в Мозжухе) и мы вернулись, чтобы за ней ухаживать. Нам дали двухкомнатную квартиру в бараке с печкой, мы до сих пор в ней так и живём. Тут, в Мозжухе, я снова была в доярках (всего 19 лет отработала), а потом ушла на стройку: была штукатуром-маляром, таскала ванны с раствором с этажа на этаж. Мы дома строили, которые и сейчас стоят на Телецентре. Ну, и понятно, что дома был и огород, и хозяйство. Мы и сейчас держим парочку свиней, а раньше и утки, и куры и по семь поросят было.

Нас, конечно, здоровыми не назовёшь, но, надо обязательно шевелиться, что-то делать, иначе – скиснем! Летом-то дела есть, а вот зимой что делать: печку только топить? А тут, как назло, ещё и снега в этом году пока нет, нечем заняться, кости размять.

Дети, конечно, ругаются, мол, «зачем, мы сами всё сделаем!» Ну, а нам это обязательно надо!

- Валентина Даниловна, это даже просто слушать тяжело. Как же вы не теряли и не теряете присутствие духа?

- А вы знаете, наверное, потому что я человек позитивный! Хожу, улыбаюсь, смеюсь! Мне только дай посмеяться! Это и помогает.

В тесноте, да не в обиде

- А вы часто с детьми видитесь?

- Ой, они постоянно ко мне забегают, несут, везут, покупают! Всё приносят: то таблетки какие-нибудь новые для наших «болячек» найдут, то ещё что. Аня с нами сейчас живёт, внук вот приболел, с бабушкой остался, пока мама с папой на работе. Завтра вот приедут нам помогать колоть поросёнка.

А то мы, бывает, пельменей с мужем налепим, так всех угощаем. Ну, и в Новый год, по традиции, соберёмся вместе.

- И много вас получается, когда вместе?

- Нас несколько лет назад для газеты фотографировали, так тут 34 человека было. Это ещё – без приёмных детей. А сейчас, конечно, больше.

- Так как вы тут все помещаетесь в двухкомнатной-то квартире?

- Не знаю как, но, помещаемся! В тесноте, да не в обиде! У меня зал большой!

- И душа у вас, Валентина Даниловна, тоже немаленькая! И что вы от всей вашей души нашим мамочкам пожелаете?

- Ой, пожелаю, чтобы дети у всех были здоровые, благополучные, чтобы все были живы! Мира всем и материнского счастья!

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».