В преддверии Дня шахтёра мы хотим вас познакомить с нашим земляком, представителем профессии «буровик», жителем посёлка Щегловского - Антоном Петровичем Вашкевичем. На близлежащих разрезах такие специалисты весьма востребованы, и их не так уж и много.

Хочу водить

Антон Петрович Вашкевич родился в 1984 году здесь же, в Щегловском. Его мать Елена Николаевна работала в совхозной столовой поваром и пекла вкуснейшие пирожки. Отец Петр Николаевич долгое время трудился белазистом на разрезе «Черниговский», то есть имел непосредственное отношение к угледобывающей отрасли. Сейчас он уже вышел на пенсию.

После школы Антон пошёл учиться в Кемеровское училище №77 на тракториста и водителя широкого профиля. Как он говорит: «Захотелось права получить, чтобы были категории C и D». В 2002-м пошёл в армию, два года отдал срочной службе, после чего подписал контракт ещё на один год. Служил в Кемерове, в отряде специального назначения №27 «Белые медведи». За время службы дважды побывал в командировке в Чеченской республике. На вопрос, чем занимались в Чечне, отвечает односложно: «Ничем не занимались – отдыхали. Просто своим присутствием защищали местных жителей».

«Я – деревенский, - рассказывает Антон. - Вырос в деревне - пожил в городской квартире, мне не понравилось. Диван, холодильник, телевизор – и всё, заняться нечем. Нет, в деревне лучше. Всегда можно выбраться на природу».

Путь в профессию

После демобилизации в 2005 году Антон устроился на разрез «Черниговский», где отработал два с половиной года водителем в автоколонне. По его словам, приходилось крутить баранку самосвалов, машины техпомощи: «на всём подряд, на что посадят, на том и ездил».

В 2009 году он перешёл работать на предприятие «Азот-Черниговец», которое занимается буровзрывными работами. Сначала был водителем буровой установки, потом, говоря словами самого Антона Петровича, «потихоньку-помаленьку учился». Первое время работал на установке на базе колёсной машины, потом его перевели на гусеничные американские станки. Там Антон Вашкевич сначала работал помощником, а потом уже и машинистом. Сегодня Антон Петрович занимается бурением скважин под взрывные работы на разрезах, щебёночных карьерах, на золоте.

Это называется «вскрыша»

«Мы добывали всё: и золото, и руду, и уголь, - рассказывает Антон Вашкевич. - Любые полезные ископаемые. Доставляется буровая установки на блок. Блоки бывают неровные. Порой едешь и не знаешь, перевернёшься или не перевернёшься. Блок размечается сеткой, на которую потом лягут скважины. Сначала забуривается скважина, затем приезжают маркшейдеры, промеряют её, делают съёмку. Глубина скважин зависит от глубины залегания продуктивного пласта. Самая глубокая скважина, которую нам приходилось бурить, была 42 метра, а обычно - меньше. Потом уже приезжают взрывники. Это называется «вскрыша». После того, как производится вскрыша, породу вывозят и добираются до угля, или какого-либо другого полезного ископаемого. Возвращается техника, белазы грузятся углём, а мы переезжаем на другие «блоки».

На открытых горных разработках работы ведутся уступами. Поэтому буровзрывные работы производятся путём поэтапного взрыва уступов карьера. На подготавливаемой к взрыву части уступа (блоке) вначале бурятся скважины, затем пробуренные скважины заряжаются и готовятся к взрыву. На время взрыва все работы в карьере прекращаются. После массового взрыва производится погрузка отбитой горной массы в транспортные средства и затем вывозится.

Мне понравилось

Сейчас компания получила название «Азот Майнинг Сервис». Компания выигрывает тендеры, и Антон со своей установкой отправляется на бурение в Норильск, Читу, на Алтай, в Новосибирск, ну, и по Кемеровской области, конечно.

Частые командировки, смена мест. Многие из них запоминаются надолго. «В Норильске нас испытывала стихия, - делится впечатлениями Антон, - суровые холода, ветры, снегопады. Мне понравилось».

Работа эта тяжёлая физически. Особенно, когда ломается техника. Все части механизма по весу неподъёмные, и иногда приходится их вручную демонтировать, ремонтировать и устанавливать на место.

Если посмотреть на Кузбасс с высоты птичьего полёта, то мы увидим множество воронок угольных разрезов. Как муравьи по спиральным дорогам ползут вереницы многотонных грузовиков, работают экскаваторы, а иногда - гремят взрывы. Первые шаги по добыче чёрного золота делают буровые механизмы, которые как огромные свёрла размечают лист породы, которая потом отдаст людям спрятанные под ней сокровища.

Что люблю?

Иногда Антон подрабатывает: когда есть заказы, возит на самосвале уголь или то, что заказывают.

Наш герой увлекается машинами, мотоциклами, квадроциклами. Любит водить, любит выезжать на природу. В свободное время он отправляется на берег - посидеть с удочкой и половить карасей.

Родина для Антона Петровича — это родной Щегловский, красавица-Томь и тайга. Как он говорит: «И зимой, и летом в тайге хорошо». На квадроциклах он объехал всю округу по лесам и полям.

Главный жизненный принцип Антона Вашкевича, усвоенный ещё в семье, благодаря родителям: быть трудолюбивым, поставить себе цель и идти к ней. С самого детства он мечтал о том, чтобы работать на сложных механизмах, водить большие машины, и - своего добился. Чего всем в преддверии главного праздника Кузбасса и желает!

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».