Александр Александрович Николайчук (младший, – поскольку его отец носит точно такое же имя) работает на Черниговском угольном разрезе водителем уже почти двадцать лет.

Хотя первая профессия Александра несколько другая. Саша с детства увлекался беговыми лыжами – в посёлке Щегловском, где мальчик жил, этот вид спорта вообще очень популярен. После окончания Омской спортивной академии Александр работал тренером-преподавателем по лыжным гонкам в Щегловском. Потом – два года в Барановке, где вёл в школе лыжную секцию. А, когда практика тренерства окончилась, пошёл работать водителем маршрутки. Ну, а позже, в 2005 году по совету отца устроился на Черниговский разрез. И все трое: отец Александр Александрович и оба его сына Александр и Владимир, стали работать посменно на вахтовой машине разреза в одном экипаже. Прекрасный пример рабочей династии автомобилистов!

– Александр Александрович, я знаю, что в Кузбасс ваша семья приехала совсем из другой местности. Откуда же?

– Я родился 18 февраля 1975 года на территории юго-восточного Казахстана – в то время Казахской Советской Социалистической республики, в селе Боран. А в 1980 году, когда мне было пять лет, мы переехали в деревню Щегловка Кемеровского района – здесь у нас было много родни. Отец и мать ещё в Казахстане окончили мелиоративный техникум по специальности «гидромелиорация». Сначала работали по специальности, но вскоре отец – в связи с серьёзным сокращением этих работ в местном совхозе – пошёл работать водителем. Это стало его профессией на всё дальнейшее время. И я помню, как он настаивал на том, чтобы и мы, сыновья пошли по его стопам.

– Как я понимаю, вашему папе удалось воплотить в жизнь своё желание.

– Точно так. Мой младший брат Владимир окончил Кузбасский политехнический институт по специальности инженер-механик. Но, когда отец поступил работать на Черниговский разрез, Володя пошёл туда же вместе с ним. Я же до тридцати лет занимался спортом и тренировал детей. Но потом доводы отца показались мне убедительными, и я пошёл за ним, понимая, что папа плохого не посоветует.

– А вы и до этого умели управлять автомобилем?

– С детства – учился в автомобильной школе, сдал там на права. Ну, правда, получил их позже, когда достиг совершеннолетия. А ещё папа нас постоянно учил вождению: и словом, и жестом, а иногда мог и лёгкий подзатыльник дать – ну так, по-отцовски. Так что тяга к автомобилям у нас с братом в крови, что называется. В армии, а служил я в Подмосковье, был водителем, возил на УАЗике заместителя командира нашей воинской части. Так что подготовку прошёл хорошую. Да ещё и спорт всегда помогал, здоровье было хорошее, а для водителя это очень важное дело. Поэтому, спустя годы, в профессию пришёл быстро. Но и здесь отец поначалу сильно помогал, он как профессионал, много секретов знал, многое умел и всегда с нами этими знаниями и опытом делился, тем более, что мы в одном экипаже работали.

– У вас был опыт работы в городе на маршрутке. Понятно, что это во многом отличается от работы вахтового водителя на разрезе. А в чём же здесь основные особенности специализации?

– Ну, отличий немало. Да, и у городского водителя масса трудностей: светофоры, загруженность дорог, пробки постоянные. Но тут на разрезе тоже проблем хватает, хотя они несколько другого рода. Смотрите, как строится наша работа. Вот горняков привозят из разных посёлков и городов на разрез к зданию АБК. Здесь они проходят обследование, переодеваются в спецодежду, каски надевают и расходятся по вахтовкам – это либо КамАЗы, либо НЕФАЗы с хорошими теплыми будками. Мы, водители, уже в полной готовности. У каждого из нас свой маршрут, там все номера вахт очень чётко расписаны, и рабочие знают, куда и кому надо садиться. А для нас – водителей – очень важно не упустить время и доставить каждого на его рабочее место без опоздания, иначе можно просто сорвать рабочий график.

– Но ведь и водитель маршрутки графика срывать не должен. А у вас, насколько мы понимаем, и расстояния всё-таки поменьше, да и пункты доставки подробнее расписаны. Кому же сложнее?

– Это всё так. Но вы учтите профиль нашего маршрута. Вахтовка, она же не по проспекту едет, в наших условиях – а это реальный карьерный забой, со всеми его подъёмами, спусками, очень крутыми, порой, с поворотами. И здесь нужно вести себя очень внимательно: фраза – «не дрова, а людей везёшь», тут у нас более чем актуальна. Поэтому водитель, который работает в забое на разрезе, должен не просто знать местные условия пути, но и предусматривать каждый внезапный момент, который может возникнуть в условиях перевозок. А, уж, если ты серьёзно тряхнёшь ребят, то похвалы от них за свою работу точно не получишь – совсем другое в свой адрес услышишь…

– На разрезе работают ваши коллеги – как водители большегрузных автомобилей, так и обычных, как ваша машина – вахтовок, многих и других, наверное. Так, кому лучше живётся?

– Это как посмотреть на вопрос. Конечно, те, кто работает на большегрузных БелАЗах, получают большую зарплату. Это и понятно, ведь от результатов работы именно этих водителей зависят основные показатели работы предприятия в целом. Но и другие автомобилисты не менее важны. Водитель большегруза должен обладать немалой смелостью и уверенностью в своих действиях. И практика показывает, что если человек, впервые севший руль огромного БелАЗа, сразу испугался, то ему, как правило, уже не дают следующих попыток. Хотя отвечает он, в принципе, в основном за себя. Ну, и за саму машину. У нас же другое важно – это ответственность за других людей, которых ты перевозишь в сложных условиях. Поэтому очень важно ежесекундно читать ситуацию, предугадывать её наперёд, хорошо понимать, что может внезапно произойти в том или другом случае.

– То есть, какие конкретные качества наиболее важны для водителя, занимающегося перевозками людей?

– Это, в первую очередь, повышенная внимательность ко всему, а также стрессоустойчивость. Если этого у тебя нет, то идти в эту профессию просто не стоит – можно ведь таких дров наломать… А ещё дисциплина и самоконтроль. Я должен всегда понимать, в каком состоянии сейчас нахожусь. Ну, и взаимная поддержка, естественно. Я это хорошо понял на примере работы в нашем семейном экипаже. Вот, например, знаю, что ещё в советские годы в Аэрофлоте были очень крепкие связи не только у лётчиков одного экипажа между собой, но даже у членов их семей. И это тоже давало свой результат: добрая атмосфера позволяла контролировать состояние каждого, что значительно повышало безопасность полётов. Так и к нашей работе автомобилистов надо относиться. Нужно хорошо знать друг друга и доверять своим партнёрам во всём.

– В вашем семейном экипаже всё именно так и строилось?

– Ну, а как иначе? У каждого была своя определённая зона персональной ответственности. Один за работу двигателя, к примеру, отвечает, другой – за систему смазки, третий – за электрику. А все вместе – за общее состояние автомобиля. А иначе ты просто встанешь, и даже зарплаты нормальной не получишь. Но у нас порядок – от смены к смене передаём машину в полной исправности. Мы всегда к ней как к такому же человеку относились, как к живому организму, и телом и душой её чувствовали – а ведь всему этому именно отец нас с братом научил! Это как когда-то лошадь хозяевам хлеб давала, так теперь и машина кормит. Вот у нас срок службы вахтовки до её списания или перевода в другую категорию составлял пять лет. Так она у нас за этот период в том же состоянии и продолжала оставаться – как новая!

– Можно только позавидовать! И опыту, и отношению, да – и самим машинам, которые в хорошие руки попадают. Приятно видеть специалистов, которые вкладывают в своё дело не только знания, но и душу. Александр Александрович, приближается ваш профессиональный праздник – День автомобилиста. Что бы хотелось пожелать своим коллегам, независимо от того, на чём конкретно и в каких условиях они работают?

– Я всегда отмечал три праздника: День физкультурника, День шахтёра, ну и День автомобилиста. Причём, всегда в кругу семьи, и обязательно, чтобы отец наш в этом участвовал. А пожелать чего? Любви, конечно. Верности. Терпения. Ну, и, как говорится – удачи на дорогах!

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».