Горняк с «железной» профессией
Александр Зюльганов около сорока лет проработал на разрезе «Черниговском» помощником машиниста локомотива, машинистом – целыми составами они вывозили с выработок добытый уголь и породу. А позже работал в местном локомотивном депо слесарем по ремонту подвижного состава.
За свой труд он не раз отмечался почётными грамотами и наградами.
Мы встретились с горняком и попросили его рассказать о своей работе и том, что Александр Алексеевич наиболее ценит в ней.
– Александр Алексеевич, как вы пришли в эту важную и ответственную профессию?
– В принципе, как и все другие – окончил профессиональное училище в Кедровке и вскоре начал работать. Ничего особо оригинального в моём пути не было. Правда, до армии я еще год успел поработать монтажником в Кедровском ремонтно-строительном управлении.
– А в армии где служили?
– На службу я попал в пограничные войска на Дальнем Востоке. Наша погранзастава размещалась неподалёку от острова Даманского и носила имя подполковника Леонова, героически погибшего там при известных событиях, происшедших за десять лет до начала моей службы. Водная граница с Китаем проходила совсем рядом – по реке Уссури.
– То есть получилось так, что сибиряк служил на Дальнем Востоке?
– Ну, коренным сибиряком я себя назвать не могу, родился-то на Урале. Это был Пермский край, Кудымкарский район, деревня Зюльганово. Вот и наша семья – тоже Зюльгановы, видимо кто-то из предков был в числе основателей этого поселения. Но там не было достойной работы, а родителям надо было поднимать троих детей: я старший, средняя сестра Светлана – живёт сейчас на Дальнем Востоке в селе Сергеево Партизанского района Приморского края, работает учителем в школе. И младший брат Юрий – тот работал на Кедровском разрезе, но теперь тоже уже на пенсии. И вот, когда мне было шесть лет, наша семья оказалась в Кедровке, где я через год пошёл в школу.
А, уже вернувшись после службы в армии, и с годик поработав на автобазе слесарем, решил получить более серьёзную профессию. Тогда в Кедровском училище готовили бульдозеристов, водителей БелАЗов и железнодорожных машинистов. Бульдозеристом я, совершенно однозначно быть не хотел. Подумывал о работе водителя, но всё перевесила желание работать на локомотиве. Отучился и пошел работать помощником машиниста – наш учитель Анатолий Иванович, порекомендовал идти именно на Черниговский разрез, он считал, что здесь больше перспектив имеется.
– Как удалось вписаться в работу на разрезе?
– Вполне успешно. Сперва меня поставили на маневровый тепловоз ТЭМ 2, а позже, как появилась вакансия, на большой промышленный локомотив ОПЭ 1. Первым моим машинистом и учителем был Геннадий Тимофеевич Салов. Работа мне сразу же понравилась.
– А что именно радовало вас в этой профессии?
– Особенно мне нравилось то, что мы всегда в движении. Ведь вот возьмём, к примеру, экскаваторщика. Он практически всегда работает на одном месте. Да, и если даже сменит точку, то она ничем не будет отличаться от прежней. А ты, как бы это сказать – всегда на просторе. «Движуха» здесь постоянная, как сейчас говорят! А ещё раньше экипажи соревновались друг с другом – кто больше ходок сделает, угля больше вывезет, кто быстрее выгрузится, это и материально тогда поощрялось.
– Но ведь и ответственность у машиниста немалая?
– Естественно. И знания должны быть, и дисциплина высокая – ты же и за работу локомотива отвечаешь, и за весь состав. Надо было сходов по максимуму избегать – это же невероятно тяжело – поставить вагоны, а тем более локомотив обратно на рельсы! Хотя, конечно, всякое случалось. Однажды вот у локомотива тормозная система отказала, и он обратным ходом в забой пошёл, и там в другой состав на скорости 80 километров в час врезался. Слава богу, без жертв тогда всё обошлось. Правда, локомотив списать пришлось. Работа не из лёгких, конечно. Но интересная! Особенно я любил составы с углём на пути МПС выводить – до станции «Забойщик». Хороша вообще работа у железнодорожников. Даже когда я свой льготный стаж на локомотиве выработал, всё равно долго ещё в депо оставался – слесарем по ремонту подвижного состава.
– Ну, а как семейная жизнь складывалась? Откуда дом такой появился?
– Ну, дом, это заслуга моей жены Елены Васильевны, которая сюда из Берчикуля приехала. Она в местном совхозе скотницей работала – пока совхоз ещё не распался. Так вот дом этот, как бы квартира, от совхоза полученная, которую мы потом приватизировали. У меня от первого брака двое сыновей, оба в Кедровке живут. Евгений инженером-электриком работает, а Вадим – в местном МЧС. У меня трое внуков от них. Ещё двое внуков от нашей дочери Юлии. Вот у супруги моей сегодня день рождения, так внуки уже её поздравлять приехали. Ну а дети, те попозже, к вечеру соберутся.
– Какой отпечаток в вашей жизни оставила практически сорокалетняя работа на «Черниговском»?
– Впечатлений было немало. С годами многое здесь менялось. Совершенствовалась техника. Внедрялись новые технологии, со временем железнодорожники перестали заниматься вывозом породы, это переложили на БелАЗы. Совершенствовалась дисциплина труда, а от этого улучшалась и безопасность нашей работы. Уменьшалось количество сходов и иных аварий. Новые люди, наконец, приходили, и, практически каждый из них удачно вливался в большой коллектив. Одним словом, есть что вспомнить к старости, и особо радует то, что в большинстве своём эти воспоминания – хорошие, добрые.
– Приближается ваш профессиональный праздник, который отмечают все вместе – и шахтёры, и горняки. Будете принимать участие в этом?
– Обязательно! Пропустить такой праздник как День шахтёра просто невозможно. Соберёмся вместе с друзьями, с коллегами. Всем нам есть чего, и кого вспомнить, и что отметить. Все уже в ожидании!
– Ну, а друзьям-коллегам чего пожелать бы хотелось?
– Конечно, здоровья! Это – в первую очередь, потому что оно приносит в жизнь и всё остальное. А ещё удачи тем, кто сегодня работает. Заработков хороших. Ну, и счастья семейного!
Сергей ВОЛКОВ
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».