Кто правит крупной техникой
Денису Пашенцеву тридцать лет, он уроженец Мариинского района. После школы окончил с отличием Мариинский политехнический техникум и продолжил учёбу в Сибирском университете науки и технологий в Красноярске. На машиностроительном факультете получил специальность в области эксплуатации технологических машин и оборудования. Свою трудовую деятельность начинал в Тисульском районе на нефелиновом руднике: работал механиком, машинистом, а потом, узнав, что на Кедровском угольном разрезе есть вакансии, обратился туда. И место и сама работа пришлись Денису по сердцу.
— Денис Сергеевич, в чём заключается ваша работа, и что требуется от водителя, чтобы он мог управлять такой махиной как ваш БЕЛАЗ?
— Работа заключается в перемещении горной массы из забоя на отвал. Это и есть основная моя обязанность. Уголь возят БелАЗы поменьше, а мы вывозим породу. Моя машина — БелАЗ 75306, она большая, но я воспринимаю её как обычный внедорожник. Чтобы управлять самосвалом, нужны права категории С, плюс к этому — тракторные права. Ну, и умение, естественно, которое приходит только с практикой.
— А практика эта трудно давалась?
— Как известно, лёгкой работы вообще не бывает, а тут сложность, мягко говоря, даже повышенная. Но если ты правильно ставишь себе задачи и знаешь, как их решать, то в результате всё получается. Хотя, конечно, всё это даётся не так-то просто. Наша работа достаточно монотонна, маршруты повторяющиеся, и к этому надо себя приучать. Ночные смены сложнее дневных, погодные условия тоже влияют — дождь или снег серьёзно затрудняют работу, а она практически безостановочная. За двенадцатичасовую смену водитель располагает лишь двумя двадцатиминутными перерывами. Пообедал, немного отдохнул, и за работу дальше! Некоторое время назад каждую нашу машину оснастили электронными планшетами, программа которых даёт возможность каждому водителю видеть реальный результат его работы в онлайн-режиме. Это помогает выполнять и даже перевыполнять план работы. Мне, по крайней мере, такая система очень нравится.
— Я понимаю, что на седьмом году работы вы себя уверенно чувствуете за рулём большой машины. Но признайтесь, начинать-то, наверняка, было страшновато?
— Угадали. Поначалу, как только я пришел на Кедровский разрез, то очень сильно волновался. Правда, начинал я на меньшей машине — БелАЗ 75131 грузоподъёмностью 130 тонн. Да и машина была не новая — семнадцать лет ей тогда стукнуло. Сейчас таких у нас уже нет, вся техника на разрезе полностью обновлена. И вот потихоньку, «методом тыка», на своих ошибках, на ошибках товарищей и учился. Если в чём-то не мог сам разобраться или поломка какая-то возникала, то вызывал наладчиков, они приезжали, подсказывали, что делать. Так постепенно, шаг за шагом я на практике приближался к умению. Очень помогал мне мой наставник Виктор Николаевич Грязнов, у него я проходил стажировку. И так постепенно страх отступал, а навыки приходили. Вообще я понял для себя одну очень важную в нашей работе истину: не ты должен технику бояться, это она должна тебя побаиваться и беспрекословно подчиняться. Тогда успех будет гарантирован.
— Сколько же понадобилось времени, чтобы понять это?
— Около года. В принципе, научить можно каждого, просто не у каждого возникает желание дальше продолжать работать. Мне встречались люди, которые уходили, проработав полгода, а то и меньше. Но у меня всё получилось, и мне дали «зелёный свет» на более мощный автомобиль. Освоив его, я почувствовал настоящую уверенность в профессии. А особо убедительным доказательством этого для меня стала победа в конкурсе профессионального мастерства, который проходил на нашем разрезе летом 2021 года.
— Расскажите, пожалуйста, об этом.
— В конкурсе участвовало шесть угольных разрезов области, входящих в состав компании «Кузбассразрезуголь», по два участника от каждого предприятия. Мы очень серьёзно готовились к нему, учили теорию, тренировались на своей площадке около трёх недель. Мы с моим напарником тщательным образом повторили всю матчасть, что помогло нам без ошибок сдать теорию. Результат был отличным. Ну, а потом началось то, что можно было бы назвать «художественным вождением» — целая серия заданных конкурсом движений, которые ограничены специальными фишками. Представьте себе огромный самосвал, который нужно припарковать с ювелирной точностью, не задев ни одной фишки при движении. Многого просто невозможно увидеть, и я именно тогда понял выражение о том, как это можно всё «спинным мозгом чувствовать». В результате я оказался победителем, мой напарник занял второе место, и наш Кедровский разрез был признан лучшим в конкурсе.
— Приятно было?
— Ну, ещё бы, не то слово! До сих пор переживаю эти ощущения. А кроме того меня ждал приз — компания подарила легковой автомобиль. Но главное даже не в этом, а в том, что эта победа укрепила мою уверенность — я стал настоящим профессионалом своего дела.
— Вы считаете себя автомобилистом?
— С давних пор. Мы ещё, учась в техникуме, обязательно отмечали этот праздник. А сейчас вместе с ребятами в коллективе его отмечаем. Почти что всей сменой, многие приходят на праздник с жёнами и даже с детьми. Мы ценим дружбу с коллегами и всегда стараемся помогать друг другу. Все мы разные: и по возрасту, и по опыту, но объединяет нас то, что мы любим и ценим свою профессию, своё дело, и стараемся честно и добросовестно работать с полной отдачей. Я хочу поздравить коллег с нашим профессиональным праздником, пожелать им и их семьям счастья, достатка и благополучия. А самое главное, чего у нас все желают, это мирного неба над головой! Чтобы в новый автомобильный год мы шагнули достойно, без аварий и травм, и с хорошим настроением. И если всё сложится именно так, то каждый будет чувствовать себя счастливым!
Я понял для себя одну очень важную в нашей работе истину: не ты должен технику бояться, это она должна тебя побаиваться и беспрекословно подчиняться. Тогда успех будет гарантирован.
Корпоративные конкурсы профмастерства УК«Кузбассразрезуголь» проводит ежегодно уже на протяжении более 20 лет. В них обязательно участвуют водители самосвалов.
Соревнования стартуют в преддверии профессионального праздника — Дня шахтера — и проходят в течение месяца на производственных площадках угольных предприятий компании. Ежегодно среди участников растёт число молодых специалистов в возрасте от 30 до 35 лет. Они наравне с более опытными горняками демонстрируют высококлассное управление горной техникой, отличные знания ее технических возможностей, а также правил охраны труда и промышленной безопасности.
Победители и призеры корпоративных конкурсов получают не только профессиональное признание и денежные премии. Для «Лучших по профессии» в «Кузбассразрезугле» также устанавливаются надбавки к заработной плате в размере от 5% до 20% ежемесячно в течение года — до старта нового конкурсного сезона. Это стимулирует лучше и эффективнее выполнять свою работу, самосовершенствоваться, повышает ответственность и производственную дисциплину.
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».