На неё можно положиться
Мы продолжаем ряд публикаций в преддверии женского дня 8 Марта. Сегодня наша героиня — Людмила Семёновна Павлик — фельдшер посёлка Верхотомского.
Не хуже других
Люда родилась в деревне Сутункин Брод. Она росла в большой крестьянской семье: отец Семён Семёнович работал трактористом, мама Анастасия Семёновна – на ферме телятницей. Всего в семье было четверо детей: Александр 51-го года рождения, сама Людмила – 56-го, Владимир – 58-го и Светлана – 61-го. Время было послевоенное. Родители зарабатывали в совхозе немного, и с одеждой было туго. Уже в 9-ом классе Людмила пошла на работу в птичник, чтобы помочь родителям. В доме было своё хозяйство: корова и птица. Родители уходили на работу рано, к семи часам утра, и трудились до десяти вечера. Людмила начала доить корову ещё в пятом классе, да и за курицами с цыплятами надо было следить, чтобы их не перетаскали вороны. Летом им с братом родители оставляли норму в три-четыре ряда картошки, которые надо было окучить или прополоть. «Мы тогда не считали, что у нас какое-то особенно трудное детство», - говорит Людмила.
Были и свои маленькие радости: когда скотину продавали, ребятишкам накупали множество обновок. Именно в их семье появился первый в деревне телевизор - «Рекорд». «Вся деревня к нам ходила телевизор смотреть, - вспоминает Людмила. - В общем, жили не хуже других».
Мечта о медицине
Людмила всё время болела. Как она говорит: «Из больницы не вылазила и после ангины была куча болячек». Ей с пятого класса запало в душу, какая прекрасная профессия — медик. Люде нравилось, что эти люди ухаживают за больными, помогают им выздороветь. Если у кого-то что-то болит, они делают так, что всё проходит. Для девочки это было сродни волшебству. Не говоря уже о стерильной чистоте и белых опрятных халатах.
Поэтому логично, что после десятого класса, в 1975 году, Людмила поступила в Кемеровское медицинское училище на медсестру. Она снимала квартиру и старалась учиться очень хорошо, чтобы ни в коем случае не получить тройку. С тройкой сразу же снимали со стипендии. Стипендия была небольшая – всего 30 рублей - но позволяла оплачивать съёмную квартиру за 15 рублей в месяц. Поэтому все эти годы для Людмилы прошли в жёстком режиме: «Дом, учёба и - ничего больше».
Помимо всего, Людмила ходила на курсы сестёр-анестезиологов, и после учёбы её взяли в Третью городскую больницу Кемерова медсестрой в отделение реанимации.
Новая, взрослая, жизнь
Потом, в 1981 году, Люда вышла замуж. Её родители переехали жить в посёлок Верхотомский. Она приезжала к ним в гости и там встретила своего будущего мужа Сергея. В соседнем доме компания отмечала Новый год, и там нашей героине приглянулся общительный парень, который за словом в карман не лез. Он сам подошёл к девушке и больше от неё не отходил. В последующие полгода, когда Людмила приезжала к родителям, Сергей обязательно встречался с ней.
После свадьбы год жили с родителями, а потом Людмиле предложили в Верхотомском место работы и дали жильё. Ей пришлось целый год очно переучиваться на фельдшера, так как для Фельдшерско-акушерского пункта сестринского образования было недостаточно.
Фельдшерско-акушерский пункт — структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения, осуществляющее доврачебную первичную медико-санитарную помощь в сельской местности.
Я всех здесь знаю
С февраля 1983 года, вот уже сороковой год подряд, Людмила Семёновна трудится в Верхотомском, знает всех жителей. «Ко мне теперь приводят детей уже те, кого ко мне приносили пятидневными малышами».
Фельдшер ведёт приём, выдаёт больничные листы, делает какие-то простейшие медицинские процедуры: удаляет ушные пробки, ставит уколы. «Я даже старикам удаляла зубы!», - рассказывает Людмила Семёновна. И, конечно, фельдшер в деревне незаменим в экстренных случаях. Были у Людмилы Семёновны и инфарктники, и «утопленники», и двое родов на дому. «Теперь ещё и передозировки у наркоманов появились. То ещё удовольствие!» - жалуется фельдшер.
«Роды на дому – это страшное дело. Когда первый раз это видишь – то всё внутри протестует. Антисанитария ведь. Роды в больнице – это одно, а дома – совершенно другое. Когда пуповину просто ниточкой перевязываешь… Конечно, потом скорая роженицу и ребёнка в город забирает, но, в первые минуты после родов осознаёшь, какая грандиозная ответственность лежит на тебе за будущую жизнь и за маму, то переживаешь это очень сильно. Это - так называемые стремительные роды, когда от первой схватки до родов может не пройти и 15 минут».
Тем ребятишкам, которых Людмила тогда приняла, сейчас уже за двадцать лет, и они знают, кому обязаны своим счастливым рождением, кто помог им родиться здоровыми и стал им, можно сказать, второй мамой.
«Был однажды кардиогенный шок, когда после инфаркта человек начал умирать. Надо было понять, что с ним и срочно что-то делать. Поставила капельницу и «почти покойник» начал приходить в себя. А там и скорая подоспела. Жив остался».
Был и «утопленник», которого Людмила Павлик спасала вместе с мужем. Ему повезло утонуть в Томи неподалёку от дома, где жило семейство Павлик. Людмила сразу же стала командовать. Муж вылил из человека воду, которой тот успел наглотаться, начал делать искусственное дыхание, а Людмила Семёновна в это же время ставила ему нужные уколы.
Когда-то давно ФАП в Верхотомке был неказистым – обычный сельский домишко без отопления: снег на полу не таял всю зиму. Если капля воды падала на пол, то тут же застывала, превращаясь в лёд. Невозможно было заполнять медицинские документы, потому что паста в ручке замерзала. А потом рухнул потолок, и фельдшер переместилась в сельсовет, где ей за занавеской отгородили уголок для приёма больных.
В 2003 году, к радости Людмилы Семёновны, в посёлке построили новый ФАП - добротное здание, приспособленное к условиям ведения медицинского приёма. И даже туалетом обеспечили. Отопление электрическое. «Тепло, хорошо, современно!», - делится радостью Людмила Семёновна Павлик. Совсем недавно установили аппарат, который позволяет делать ЭКГ.
Свободного времени нет
У Людмилы Семёновны два взрослых сына. Один - Александр Сергеевич - уже пенсионер, живёт рядом с мамой и помогает ей по хозяйству. Второй – Николай Сергеевич - живёт в Кемерове. Есть и два внука: Даниил Александрович учится в шестом классе; Арсений Николаевич - в пятом.
Данька учится сейчас во вторую смену и по выходным забегает к бабушке в гости. С ней можно хорошо поиграть, покопать траншеи в снегу, поесть вкусных блинчиков. «Он из бабушки верёвки вьёт», - смеётся Людмила Семёновна. Но, о том, чтобы пойти по медицинской части и речи нет. «Он крови боится, только где капля, сразу пугается», - жалуется бабушка.
Свободного времени у Людмилы Семёновны нет. Во-первых, домашняя работа - всё-таки свой дом, 24 сотки огорода и две коровы, а во-вторых, чуть выдаётся свободная минутка, она садится писать карточки, истории болезни или журнал диспансеризации. Да, мало ли у фельдшера медицинской писанины!
Ответственный человек
А ещё Людмила Павлик уже 32 года работает в участковой избирательной комиссии. И уже 20 лет является её председателем. Жители посёлка доверяют её честности и аккуратности. Она была и депутатом сельсовета, и в женсовете работала. «Где только я не была», - вздыхает наша героиня. За всё это время она ни разу никого не подвела. А это – дорогого стоит!
Вообще, Людмила Семёновна очень ответственный человек. Если ей что-то поручено, она точно это сделает. На неё, что называется, можно положиться.
Людмила Павлик всю жизнь старалась жить так, чтобы никому и никогда не делать ничего плохого и никого не обижать. «Я очень спокойный человек, поэтому для меня это несложно», - делится секретом своей доброжелательности Людмила Семёновна. – «Я считаю, что отработала хорошо. Меня все в нашем посёлке уважают. Ни разу никто не оскорбил меня, не накричал. А это в селе многое значит».
Михаил Логунов
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».