Поиск решений спортивной семьи
Владислав Паршаков – спортсмен, и спортсмен он хороший, даже по-своему уникальный. Ведь в возрасте девятнадцати лет этому высокому, умному и жизнерадостному парню из посёлка Щегловского удалось выполнить нормы мастера спорта по лыжам. А через непродолжительное время звание мастера подтвердить. При этом Влад, как его обычно называют близкие, – успешный студент, он одолел уже два курса престижного вуза – Кузбасского государственного технического университета по специальности «промышленная электроника». И продолжает учёбу, совмещая её с ежедневными напряжёнными тренировками и регулярным прохождением спортивных сборов. В чём же секрет таких успехов, которых достигает Владислав? Чтобы ответить на этот вопрос, недостаточно было просто расспросить его самого об этом. Нужно было обязательно познакомиться с большой семьёй Паршаковых. Что мы и постарались сделать.
Системообразующий каркас
Жизнь всех членов семьи Паршаковых всегда была связана с активными занятиями спортом. Глава семьи Александр Анатольевич – тренер по лыжам. После окончания Кемеровского сельскохозяйственного института – а во время учебы Александр активно занимался лыжами – он решил получить ещё и спортивное образование. Вернее, такой вот вариант развития подсказал ему любимый тренер из того же Щегловского Валерий Михайлович Вяткин.
– Валерий Михайлович, если можно так выразиться, мой тренер «по жизни» – говорит Александр Паршаков. Именно он привил мне, да что там мне – всему нашему посёлку – любовь к такому прекрасному виду спорта как лыжи. А его же самого, в своё время, привёл в этот спорт другой уникальный тренер по лыжам – Владимир Ильич Корнев (брат знаменитого рекордсмена по спортивной ходьбе Григория Ильича Корнева).
И я, и многие мои сверстники под руководством Вяткина жили одной дружной единой командой: вместе тренировались, участвовали в соревнованиях, ходили в походы и в кино – все это делало жизнь подростков и молодежи нашего небольшого посёлка более насыщенной и наполненной добрым хорошим смыслом. Далеко не все потом пошли в спорт, каждый выбирал дальнейший жизненный путь сам, но одно я знаю твёрдо – все ребята из нашей команды стали хорошими людьми. А это – заслуга тренера, который стал для каждого из нас практически вторым отцом, и заслуга той, объединяющей нас среды, системы, которая зовётся спортом. Это как фундамент, на котором строится дом твоей жизни, своеобразный каркас, позволяющий без отклонений расти на пути к правильным жизненным целям.
Окончив Омскую государственную академию физической культуры, Александр Паршаков вернулся в родной посёлок, где стал спортивным педагогом. Многие ребята из Щегловского, в том числе и все трое детей Александра Анатольевича, тренируются сейчас у него. И преемственность Щегловской спортивной династии продолжается и качественно растёт, лучшим доказательством чего является получение Владиславом Паршаковым высокого звания мастера спорта.
Семья, в которой есть выбор
Мама Влада Татьяна Паршакова тоже спортсмен и тоже тренер. И окончила она ту же Омскую академию физкультуры и спорта. Только немного позже своего супруга и по другой специальности – Татьяна Вадимовна тренер по волейболу, этот вид спорта в посёлке Щегловском тоже весьма популярен. Дочь Анастасия, которой сейчас шестнадцать лет, занималась в секции у своей мамы. А потом перешла к папе – на лыжи, видимо её не оставили равнодушными успехи старшего брата. Между прочим, по оценкам отца, способности у Насти немалые, и, по его же словам, дочь уже стремиться непременно «догнать» своего старшего брата.
– У нас вся семья спортивная, да и выбор у детей, пусть и небольшой, но все же есть, – смеясь, говорит Татьяна Вадимовна, – можно пойти заниматься хоть к папе, хоть к маме. Вот младший наш Ваня, ему в этом году десять лет исполнится, так он, похоже, везде успеть хочет, даже вот нормы ГТО сдал. А старший сын, конечно, очень нас обрадовал. Но и удивил сильно, не буду скрывать. Мы рассчитывали на то, что в тех соревнованиях он норму КМСа сможет выполнить. А тут звонок: «я вот мастером стал». Саша сначала от такой неожиданности даже трубку бросил. Но оказалось, что всё и на самом деле так. Позже посовещались и пришли к выводу: хоть высота и большая достигнута, останавливаться только на этом нельзя – успех надо закреплять и развивать дальше. К тому же, у нас есть и другие цели, о которых говорить пока рановато.
Работа на два фронта
Одной из таких серьёзных целей для Владислава является успешная учеба в университете. Поэтому учебный процесс не прекращается для него ни на один день. Каждый раз, уезжая на спортивные сборы, обязательно берёт у преподавателей обязательные «домашние задания», плюс к тому что-нибудь факультативное. И всерьёз занимается между тренировками.
– У нас тренировочный процесс очень чётко регламентирован, – поясняет Влад. – И обязательно предусмотрены два часа для дневного сна. Но я сплю только час, а второй посвящаю выполнению заданий. А вечером, по окончании тренировок и после ужина более плотно занимаюсь – тут уже до самого отбоя. Я уверен, что отставать от других в учёбе нельзя, раз уж твёрдо решил учиться и получить специальность. Спорт – это очень хорошо, но возможности наши не беспредельны, и ты понимаешь, что когда-то придётся уходить, поэтому обязательно нужно иметь хорошую профессию. Сначала мы с родителями планировали, что я буду поступать на специальность «наноэлектроника», но там оказалось очень мало бюджетных мест, а платное обучение для нашей семьи неприемлемо. Так что я переложил документы на специальность электроники промышленной. Правда, по физике у меня раньше знания слабоваты были, поэтому пришлось усилия серьёзные к этому приложить. Но это тоже, как и в спорте: если есть волевые качества, если научился правильно время распределять, конкретные действия можешь сам планировать, то всё у тебя тогда получится. Так меня родители всегда учили, и по их словам всё именно так и сбывалось.
Вкус первой победы
Александр Паршуков решил «поставить на лыжи» своего старшего сына, когда тому было всего три года. Правда первый опыт с лыжами на валенках не удался – мальчик путался в них, падал, а потом и вовсе забросил. Отец решил было, что лыжника из сына не выйдет. Но время всё поправило. Через пару лет, когда в Щегловском проходила «Лыжня России», Владик проявил интерес к происходящему. И с удовольствием – погода в тот день была очень хорошей – прошёлся вместе с отцом по лыжне. С тех пор он уже не оставлял нового для себя увлечения. Спортивных успехов, правда, долго не было, а причиной этого, скорее всего, стало то, что в соперники Владу доставались гораздо более старшие ребята. Но однажды, во время соревнований, организатором которых стал Александр Бессмертных, Владислав неожиданно для себя пришёл к финишу первым. Его отец до сих пор хорошо помнит ту победу, ставшую началом стремительной спортивной карьеры сына.
– Ему было тогда около десяти лет. Придя к финишу, парень не понимал ещё, что победил, и даже не смотрел на табло, где его имя стояло первым. А, осознав произошедшее, и растерялся, и очень обрадовался. Думаю, эта победа и придала ему новых сил в тренировках и уверенности в том, что только напряжённая работа над собой может стать ключом к успеху. Эта работа тогда и началась. Я уверен, что она будет продолжаться дальше и дальше. У сына я вижу качества, которыми в его возрасте не обладал я сам. Так что по хорошему удивляюсь его характеру, упорству и организованности.
Мысли о мастерстве
Рассуждая о подходах к определению настоящего мастерства, Александр Паршаков очень взвешенно называет их настоящие критерии. Безусловно, в основе всего лежат способности и талант. Помноженные на тренировки, волю и стремление к победе, они могут дать мастерский результат. Но его достижение – лишь начало долгого пути к званию мастера в истинном и полном понимании такого титула.
– У меня было немало разговоров об этом с очень опытными тренерами, – делится своим мнением Александр Анатольевич. Многие приходят к тому, что настоящий мастер должен уметь выступать сам, показывая стабильные результаты. Но кроме этого ему нужно обладать профессионализмом и педагогическими навыками, позволяющими готовить других спортсменов, организационными способностями и умениями проведения соревнований, навыками передачи собственного опыта. Сын достиг многого, он на правильном пути, я даже замечаю у него первые задатки наставничества. Но он ещё не тот мастер, которому доступны все профессиональные высоты. Влад и сам признаёт это, он говорит, что пока ещё не ощущает себя мастером спорта «по-настоящему» – ну, то есть, далеко не всё ещё умеет, и даже не всё знает. Но стремление к этому есть, и оно достаточно наглядно выражено. Очень хочется помочь ему во всём. Знаете, это вообще не простое дело – быть тренером собственного сына. Трудно разделять роли отца и тренера. Правда, мы давно договорились с Владиславом о том, что «папа» я для него только дома, а на тренировке – Александр Анатольевич. Но встречаются и другие сложности, иные ситуации, при возникновении которых мне приходится всерьёз задумываться: а как бы я повёл себя здесь в том случае, если бы это был не мой сын. Ответ находится не сразу, да и вообще не всегда. Ну, что ж, наверное, главное даже не в этом, а в том, что такие вопросы мы перед собой ставим и пытаемся на них отвечать, стремясь найти верное решение.
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».