Радость и молитва
В преддверии Нового года и Рождества мы хотим напомнить нашим читателям, что это не просто весёлый праздник, а ещё и хороший повод для того, чтобы совершать добрые дела.
И сегодня мы поговорим с человеком, который по роду своей деятельности, да и, наверное, по призванию не может не совершать добрых дел. У нас в гостях настоятель храма Святой Троицы в деревне Старочервово, занимающийся строительством монастыря иеромонах Софроний (Выдриганов). Отец Софроний - в прошлом работал клоуном, потом посвятил свою жизнь служению Богу.
Худшая профессия для христианина
- Клоун – это смех, порой до упаду, а монах – это молчание и молитва. Отец Софроний, как это может уживаться в одном человеке?
— Это просто, наверное, разные периоды жизни. Есть такое мнение среди христиан, что смеяться – это грех, и одна из худших профессий для христианина – актёр или клоун. Я с самого детства подозревал, что есть кто-то такой, кто знает все мои мысли. А потом, во взрослом возрасте, я попал в Иерусалим и тогда уже начал осознанно ходить в храм. Я как-то увидел в училище культуры (где преподавал) отца Александра Демченко и подумал: «Вот - творческий батюшка, надо с ним поговорить. Неужели, действительно, клоун — это так плохо?». И он мне сказал: «Приезжай в храм на Лесную поляну». Со временем я стал понимать, что клоуны могут быть разные. Порой, действительно, бывает глупая и пошлая клоунада, но бывает и другая. Нельзя всех причёсывать под одну гребёнку: если ты выходишь на сцену – значит всё, грешник.
Это – моё!
- Стремление быть клоуном – это у вас с детства? Откуда оно взялось?
- Я родился в Кемерово в обычной рабочей семье, не воцерковленной. Ещё с детского садика я занимался спортивной акробатикой. Потом ходил в кукольный театр. Очень полезно, чтобы ребёнок обязательно посещал какие-нибудь кружки. И мои родители следовали этому правилу. В 10 лет я попал в цирковую студию на Химпроме к Алексею Алексеевичу Шапошникову. Я понял, что это – моё! А потом наша студия переехала в ДК Строителей. Я окончил Институт культуры по специальности» режиссёр любительского театра», но продолжал заниматься клоунадой. Я даже какое-то время был руководителем цирковой студии.
Моё направление в цирке «клоун – эксцентрик». Это клоун, который владеет разными жанрами: жонглирование, эквилибристика, немножко акробатики и фокусы. Но в трудовой книжке, когда я работал в филармонии, было написано «артист – эквилибрист». Если бы я не уволился, то в этом году уже ушёл бы на пенсию. Потому что у эквилибристов для пенсии нужно всего 15 лет стажа.
«Правильный» клоун
- Когда вы стали «правильным» клоуном, то есть занялись не развлечением публики, а лечением душ?
- Я работал клоуном и даже преподавал некоторые цирковые жанры и в училище, и в институте культуры. А потом однажды обнаружил в интернете название «больничная клоунада». Заинтересовался, что это такое? И нашёл такого специалиста, как москвич Константин Седов – основоположник больничной клоунады в России. Он продвигал эту тему. Конечно, всё это не наше — это пришло с запада.
Профессиональные больничные клоуны впервые появились в США в 1986 году. В России больничная клоунада начала развиваться более 10 лет назад. |
Седов проводил семинары в Томске, мы туда ездили, в Кемерово его приглашали, чтобы научиться больничной клоунаде. Школу больничной клоунады открывали неоднократно, чтобы обучить новых волонтёров. Потом, когда я уехал в семинарию, я передал это своим ученикам, студентам. И они сейчас это дело до сих пор ведут. Называется эта группа «Витамин-К».
В атмосфере добра
- Какие существуют особенности в деятельности больничного клоуна?
— Это зависит от многих вещей: какое отделение, чем ребёнок болен. Кому-то можно двигаться, кому-то нет. Кому-то даже смеяться нельзя. Конечно, всё должно быть стерильно. Реквизит обрабатывается, обувь переобуваем, переодеваемся, моем руки. В каких-то особо тяжёлых случаях маски одеваем. Поверх их уже одеваются клоунские носики.
Самое главное, ребёнка вывести из состояния стресса, создать благоприятную атмосферу. Израильские медики изучали этот вопрос и заметили, что когда ребёнок общается с клоуном, то намного меньше медикаментов используется, и лечение проходит более благоприятно. А вообще, маленькие ребятишки не так осознают всю проблему, а вот родители, которые с ними находятся в больнице, им намного тяжелее. И для них это тоже полезно. Снимается напряжённая обстановка. И когда не разовые какие-то приходы, а клоун регулярно появляется в больнице (хотя бы раз в неделю), то после прихода клоуна ребёнок ещё пару дней находится в таком радостном состоянии, вспоминает. А потом ещё пару дней он в предвкушении, что клоун опять придёт. И постоянное такое общение очень способствует выздоровлению. Ну, там много всяких нюансов.
Старики как дети
- Я знаю, что вы не только детей поддерживаете в тяжёлой ситуации, но и пожилых людей.
- С 2012 года мы начали посещать дом престарелых. Отец Александр Демченко его окормлял. И я туда как пономарь с батюшкой периодически ездил. Потом там стали строить храм преподобного Александра Свирского. После их перевезли в Журавлёво, в другой приют. И мы стали уже туда ездить. И вот там мне пригодились те навыки в больничной клоунаде, которые у меня были. Я пытался ходить не только в детские отделения. Был опыт, что я ходил и ко взрослым. В дом престарелых мы иногда ездили с клоунами. Я, например, брал с собой воздушные шарики для моделирования, и когда у кого-то был день рождения или просто какой-то праздник, я делал из шариков всякие поделки и им дарил. Им очень нравилось.
На новом уровне
Это продолжалось до тех пор, пока в 2013 году я не ушёл учиться в семинарию.
И спустя какое-то время, когда я вернулся из семинарии, мне сказали: «Ты же раньше ходил к старикам – вот и давай». И я так до сих пор и продолжаю ходить в приют, уже как батюшка. И теперь каждую неделю, каждый четверг я туда приезжаю. У нас там храм Святителя Николая Чудотворца (четверг – его память, и поэтому в этот день мы стараемся их посещать). Мы читаем акафисты, проходим по всем комнатам, общаемся с людьми (сейчас мне помогают две сестры милосердия). Сейчас я, конечно, шарики не кручу, носик не одеваю. Сейчас я как священник с ними общаюсь, читаем вместе акафист, отрывки из Евангелия и толкования. К тем, кто не может ходить мы заходим в палаты, тех, кто хочет, масличком помазываю. С теми, кто не хочет, просто общаемся. Они идут на контакт. Сейчас будет престольный праздник Николая Чудотворца, постараемся Литургию отслужить.
Люди все очень разные. Есть люди очень негативно настроенные, могут и отматерить. Есть такие, кто не хотят ни разговаривать, ни здороваться. Есть люди приветливые, могут пообщаться, но в храм не ходят. А есть небольшая группа из находящихся в приюте, которые практически всё время стараются присутствовать на акафисте, стараются причащаться регулярно. Если есть желание, то люди принимают крещение. Есть в приюте отдел «Милосердие», в котором люди или уже в деменции такой серьёзной, либо уже просто плохо могут понимать, что происходит вокруг. Таких просто уже масличком помазываю, стараюсь общаться, но, конечно, общения с ними такого не получается. Есть только пара человек в этом отделении, которые нормально общаются, адекватно воспринимают.
На Рождество мы обязательно поздравляем наших подопечных, делаем какие-то подарки, открытки подписываем. В храме мы обычно устраиваем праздничную трапезу и поздравляем прихожан, дарим им календарики на следующий год. Но пока у нас приход маленький и большие праздники мы проводим достаточно редко.
Монастырь в селе
- Когда в селе появляется храм, а тем более монастырь, это как-то меняет пространство, появляется особая атмосфера. Не так ли?
- Всё не так просто. С монастырём – всё, Слава Богу, движется. На сегодняшний день в нашей общине один иеромонах – это я. Один монах, один послушник.
Послушник — в русских православных мужских монастырях — лицо, готовящееся к принятию монашества. Как правило, послушники не дают монашеских обетов, носят, в отличие от трудников, монашеское облачение — подрясник и скуфью. Исполняют разные послушания, то есть выполняют всякие работы в храме и по монастырскому хозяйству. |
И у нас ещё четыре трудника.
Трудничество — направление деятельности людей, работающих при православном монастыре или храме на добровольной и бескорыстной основе, во славу Божию, а при длительном периоде работы ещё и проживающих там же. В таких случаях трудник со стороны монастыря/храма обеспечивается питанием и проживанием. Трудничество — форма духовного развития. Это возможность для православного человека пожертвовать свое время и силы. Цель трудника — расти духовно, учиться смирению и человеколюбию, а значит приближаться к Богу. |
Мы сейчас занимаемся проектом. У нас теперь участок земли размером практически в один гектар. Я общаюсь с разными людьми, читаю литературу. По благословению владыки в прошлом году ездил по разным монастырям: в Оптину пустынь, в Сергиеву Лавру. Надо написать техническое задание, какие здания нам нужны, какие они должны быть размером, на сколько человек. Это процесс очень длительный, очень важный, его нужно сделать так, чтобы потом ничего не ломать, не переделывать. Это ведь не только для тех, кто там сейчас будет жить, а и для тех, кто будет после нас, чтобы они вспоминали нас с молитвой и благодарностью. На следующей неделе у меня будет встреча с проектировщиком.
Но, пока всё это происходит, мы не сидим на месте. У нас ещё есть один участок рядом с монастырской территорией. Там стоит домик церковный. Мы там сейчас делаем ремонт, кельи, чтобы братия могла жить. Выкопали овощехранилище, будем строить там гараж с мастерской. Чтобы на ближайшие несколько лет, пока мы будем заниматься проектом, братии было где жить. И чтобы было место для тех, кто будет ещё приходить. И в самом храме у нас есть келья для двух братьев, и трапезную мы ещё сделали, чтобы кормить прихожан и братию.
Монашеская община находится в Старочервово 2,5 года. До этого храм был только приписным. То есть он был всё время закрыт. Открывался только тогда, когда приезжал священник служить Литургию, на 2 часа в неделю. Сейчас храм открыт постоянно. Там идут службы. Каждый день в храме молитва. Но жителей тяжело раскачать. Храм вроде бы и есть, но далеко не все знают о том, что он открыт. Знаете, на службе даже больше городских, чем селян. Но, потихонечку ситуация меняется. Люди присматриваются, кто-то начинает заглядывать в храм.
Во-первых, колокольный звон (мы колокола повесили), людям нравится. Во-вторых, вот уже два лета мы проводим крещение на реке. Мы даже сделали расписание богослужений по автобусу. У нас храм в конце деревни, и не всем легко до него добраться. Но, зато прямо возле остановки. Теперь можно сесть на рейсовый автобус и успеть как раз к началу службы. Мы одну бабушку причащали на дому. А когда она узнала, что к нам можно на автобусе ездить, теперь в храм сама приходит.
В последнее время не очень получается в селе что-то проводить. Первый год мы старались с ребятишками в клубе встречаться. Смотрели мультики на духовные темы, общались. Вели небольшие беседы. Спектакль делали на Пасху. Пока что не получается выделять время на регулярную работу со школой. Но будем надеяться, что со временем таких мероприятий станет больше.
Стол, кров и молитва
- Есть ли потребность у вашего монастыря в новых насельниках, в тех, кто будет помогать в его строительстве и дальнейшем развитии?
- Мы ждём в монастыре помощников, трудников, тех людей, которые ищут монашества. Мы готовы принять тех, кто не просто будет жить при монастыре, а ещё и готов жить по монашеским правилам, в смирении и молитве. Очень часто обращаются те, кому просто некуда пойти, но мы не всех берём, потому что, если человек тащит с собой атмосферу светской жизни, вредных привычек или, не дай Бог, зоновские замашки, это всё разлагает духовный настрой. Поэтому если человек приходит в такую общину, он должен стараться измениться и очистить себя от накопившейся за годы жизни грязи. Мы предлагаем приходящим к нам людям стол, кров, одежду, посильную работу и молитву.
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».