Международный женский день – повод вспомнить о тех наших землячках, которые сумели прожить особенную жизнь, имеют необычную профессию и свой собственный взгляд на жизнь. Все эти условия, без сомнения, выполняет жительница села Силино Елыкаевской территории, труженик тыла, ветеран труда, обладательница медали «За доблестный труд в годы войны» и множества других наград Антонида Михайловна Попкова.

Всё начиналось с тяжёлого труда

Этим летом, 12 июня, Антонида Михайловна отметит своё 93-летие. Она прожила большую насыщенную множеством тягот и забот жизнь, а работала столько, что с лихвой хватит на троих.

Девочка Тоня родилась в посёлке Турат, Яйского района, Кемеровской области в 1929 году. В семье железнодорожника Михаила Ивановича, где воспитывалось девятеро детей, наша героиня была старшей, и все заботы о младших легли не только на плечи мамы Екатерины Дорофеевны, но и на Тоню. В свои 11 лет (после окончания 4-го класса) она начала работать на железной дороге. Вместе с более старшими товарищами девочка вывозила снег на санках, очищая железнодорожные пути. Это было за год до начала войны.

Совсем скоро, когда началась Великая Отечественная, Тоня, вместе с другими детьми работала в колхозе: сеяла пшеницу, овёс, кукурузу, причём, вручную, потом полола, а осенью вязала снопы, складывала в скирды собранный урожай, чтобы ночью обрабатывать его на молотилке. Зимой Тоня работала гардеробщицей в школе, почтальоном.

«Работала, где могла: кому корову подою, кому огород вскопаю, у кого в доме приберу, там, глядишь, и накормят», - вспоминает Антонида Михайловна.

В голодные времена Тоня вместе с другими односельчанами собирала на полях мёрзлую картошку. Её сначала сушили, а потом делали из такой картофельной муки лепёшки, заменяющие хлеб.

Тошнотики

Лепёшки из мёрзлой картошки в войну называли тошнотиками. Всё потому, что эта картошка была не только гниловата, но и неприятного зеленоватого оттенка, из-за содержащегося в ней ядовитого соланина. После такого «хлеба» всех тошнило, отсюда и пошло название картофельных военных лепёшек.

Дальше была молодость

С будущим мужем Антониды Михайловны - Петром Васильевичем - её познакомила подруга. Тогда Пётр служил в армии целых семь лет, с февраля 1945-го по февраль 1952-го. На одной из побывок познакомился с Тоней, которая дождалась его из армии, после чего молодые расписались.

На вопрос о том, как и когда Попковы оказались в Кемеровском районе, Валентина Петровна отвечает: «Поначалу папа с мамой жили на железнодорожной станции Судженка, Яйского района, где у них родилась первая дочь Надя. Сначала отец работал председателем сельсовета Дачно-Троицкого поселения, был инструктором райкома партии, а после окончания сельхозинститута его направили в совхоз Анжерский главным экономистом. Ну, а в 1969-м - в Тисульский район, совхоз Берчикульский, где папа работал директором. Там наша семья (на тот момент уже родились мы с братом Сергеем) прожила вплоть до 1976 года. Ну, а там мы уже выросли, нас надо было отправлять учиться, а в совхозе не было даже нормальных дорог. Так что папа решил перебраться поближе к цивилизации. Ему, помню, предлагали должность директора совхоза в Новокузнецком районе, и сюда - экономистом. И папа выбрал Силино, поближе к областному центру. Здесь папа прожил недолго, умер в 1980 году. Так мы и оказались здесь».

Секрет долгожительства

По рассказам младшей дочери Антониды Михайловны – Валентины Петровны – её мама за свою жизнь сменила много профессий: работала и токарем, и маляром, и телефонисткой, и тепличницей, и кочегаром, и даже сортировщицей на золотоизвлекательном заводе.

«Мама даже настоящий слиток золота видела. Его показал работникам директор завода, когда пригласил их в свой кабинет», - вспоминает Валентина Петровна.

Последние годы Антонида Михайловна работала телятницей в Силине.

В итоге наработала более сорока лет трудового стажа, и, по мере сил, продолжает трудиться и сегодня: и огородом занимается, и печку растопит (Антонида Михайловна принципиально живёт одна, хоть дочь и неподалёку – на соседней улице), и снег во дворе почистит. Откуда в маме такой запал энергии, Валентина Петровна рассказывает так: «Помню, лет пять назад, я уехала в Щегловку на «Лыжню России», а мама позвонила и сказала, что плохо себя чувствует и не может сама печку растопить. Ну, я позвонила дочери, та пошла помочь, а мама уже к тому времени всё сама сделала. А вечером мне и говорит: «Я знаю, почему мне сегодня плохо было! Я снег вчера не кидала!». Вот такой секрет хорошего самочувствия и долгожительства. Пользуйтесь, как говорится, и не благодарите.

Система воспитания

«В нашей семье никто никогда не поднимал руки на детей. – Вспоминает Валентина Петровна. - Папа и мама воспитывали нас другими способами. Отец, помню, если кто-то из нас набедокурит, просто попросит посмотреть ему в глаза, и этого было достаточно. Маму мы просто слушались беспрекословно, она у нас командир! А с папой, помню, был такой случай: мы с братом оставались дома и должны были картошку в погреб перетаскать. Заигрались и забыли. Брат постарше был и вечером ушёл гулять, ну, а я дома осталась. Отец пришёл, увидел всё и говорит мне: «Одевайся! Да не пальто, а фуфайку! А теперь иди, садись и карауль картошку, чтобы её ночью коровы не съели!». Ну, я пошла, села на завалинку, плачу. Конечно, на ночь меня там никто не оставил, но запомнилось это на всю жизнь.

Я к маме и сейчас прислушиваюсь». 

Женское счастье

У Антониды Михайловны сегодня шестеро внуков и двенадцать правнуков. Дочь Надя довольно рано ушла из жизни, сын Сергей всю жизнь проработал в ГУФСИНе, сейчас - на военной пенсии в звании полковника. Валентина всю жизнь прожила рядом с мамой, в Силине, и сейчас работает в местном теруправлении. Все они любят собираться одной большой семьёй на мамин День рождения. И это – по-настоящему счастливые моменты. А потому неудивительно, что, в ответ на вопрос: «Какое оно, личное счастье Антониды Попковой, наша героиня отвечает: «Детей вырастить, и чтобы у них всё хорошо было».

Ангелика Вольф    

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».