Творчество как образ жизни
На страницах нашей газеты мы неоднократно рассказывали об удивительных мастерах, людях с золотыми руками. Каждый из них по-своему уникален, как уникален и талант нашего сегодняшнего героя.
Житель посёлка Ясногорского Евгений Васильевич Фетищев способен барабан старой стиральной машинки превратить в уникальный мангал, а из обычных школьных линеек соорудить настоящий фрегат, и это – только начало списка его умений, навыков и творческих пристрастий. Впрочем, обо всём по порядку.
Творческие гены
Ясногорец с 20-летним стажем, Евгений Васильевич родился в Кемерове в 1956 году и жил на улице Островского, «в доме с арками и башенками», как он сам говорит.
В семье из пяти человек - родители и трое сыновей – Женя был младшим. Его мама Зинаида Власовна работала технологом-кондитером, отец Василий Иванович – инженером-энергетиком, который от электрика дослужился до заместителя директора Кемеровской ГРЭС.
Но помимо профессиональных достижений, у родителей Жени было немало других талантов, о которых сын рассказывает так: «Мама моя умела шить всё: от трусов до норковой шубы. Так что моё детство прошло под швейной машинкой, где я играл с её шпульками. Отец был прекрасным чертёжником и художником: он рисовал и простым карандашом, и масляными красками. Самоучка. И брат средний тоже был художником. Ну, а у меня в какой-то момент появился пластилин, и – пошло-поехало. Лепил всё: от грибочков до рыцарей, спартанцев и легионеров. Но после нескольких занятий в изостудии, куда меня отдали, ходить туда наотрез отказался. Хочу лепить, а мне: «Рисуй!» Хочу лепить, а мне снова: «Рисуй!» Это уже потом, позже, я понял, что какая скульптура без рисунка. И до всего доходил сам».
Нетворческая профессия
Правда, после школы Евгений Фетищев выбрал совсем не творческую профессию, поступив в Кемеровский пищевой институт (который тогда три года, как открылся) на инженера-технолога пищевых производств. Но и непосредственно по этой профессии наш герой тоже не работал, начав карьеру снабженца.
На вопрос, как же он смог расстаться с творчеством, Евгений Васильевич нам ответил так: «Что вы! Я за счёт рук и творчества институт закончил! Там же тогда были голые стены. Нужно было уголки с пропагандой делать, стенды на кафедрах и стенды для расписания занятий. Да много чего. В общем, не давали мне учиться! Но я всё равно учился хорошо, хотя мог бы и лучше. Помню, меня педагоги вместо себя оставляли на занятиях по начерталке».
Сначала – параллельно учёбе, потом – работе, а по сути, всю свою жизнь, Евгений Фетищев оставался верен своему увлечению. Ещё со школы для себя для души он делал чеканки, рисовал картинки, позже разукрасил красивый плафон для светильника обил дверь «под кожу», обтягивал табуреты и диванчики, строил уютные садовые домики, камин в доме, - в общем, по словам самого Евгения Васильевича: «Делал всё, от часов до трусов! Даже вязать научился в институте: попросил показать однокурсниц, как это делается. Мол, не умею. Показали, и я заумел сразу: у меня так спицы сверкали, что мне не поверили, что я впервые за них взялся».
Романтика и точный расчёт
Так получилось, что мы сначала познакомились с творчеством Евгения Васильевича, а уж только потом - с ним лично. И до встречи нам казалось, что мы увидим романтика, как говорят, до мозга костей. Однако, на первый взгляд, ничего романтичного в этом человеке нет. Рассказывая о своих творениях, он то и дело прибегал к математических формулировкам, подчёркивая, что без расчёта, на голой романтике, шедевр не создашь. О своих любимых творениях Евгений Фетищев рассказывает больше с инженерной, чем с художественной точки зрения: «Корабли, скрипочки делаю. Например, фрегат из деревянных школьных линеек. Берёшь, линеечку к линеечке приклеиваешь. Каждая выпиливается. Всё – по чертежам, никакой отсебятины! Отсебятину тяжелее делать.
А по чертежу - есть у тебя чёткое задание, и ты его выполняешь. Вот у меня корабль Витоса Беринга, у него полная длина – 75 сантиметров, и высота, примерно такая. Это – точная копия корабля «Святой Пётр». Всё сделано по чертежам, а в кают-компании даже мебель стоит.
Чертежи ищу по журналам. Например, брал на макулатуре и у друзей старые выпуски журнала «Моделист-конструктор. Там чертежи фрегата «Паллады» были, я делал. Или Гото Предестинацию – петровский парусный линейный корабль, название которого в переводе с голландского - «Великое предопределение», - рассказывает мастер.
Прекрасные корабли и удивительный, эрудированный человек. Мало того, что Евгений Васильевич художник, инженер, чертёжник, столяр, маляр и т.д., а также, знает, практически все голландские термины, касающиеся корабельного дела, так он ещё на досуге и польским занялся. «Тут ещё хохма такая была: мне досталось несколько журналов польского «Моделяжа» («Maly Modelarz» – «Малый моделяж»), а там всё по-польски. Нашёл учебник и начал учить польский язык, упражнения какие-то делал. Когда начал читать (буквенные сочетания, главное, понял, потому что языки славянские схожи, то удовлетворился). И оставил это дело. А тут недавно в руки-то взял, и оказалось, что всё забыл. Начисто. Без постоянной практики. Теперь вот освежаю память с помощью компьютерной программы по изучению польского. Она мне больше нравится, там доходчивей всё изложено и лучше выстроена последовательность преподавания», - вспоминает Евгений Фетищев.
Особая фишка Евгения Васильевича – корабли в бутылках. Об этом своём увлечении он рассказывает так: «Там уже идёт некоторая отсебятина: ориентировочно, корабль похож на фрегат, коч, или на ещё какую-то посудину. Но это – не копийная модель. Важно не просто сделать этот кораблик, чтобы он складывался-раскладывался, но и чтобы в момент, когда помещаешь его в бутылку и там расправляешь, он внутри не развалился. Свои хитрости есть всегда. Например, моя фирменная фишка, обратите внимание на бутылку – там в пробку, которой заткнута бутыль, изнутри вбит гвоздь. Секрет рассказывать не буду. А нужно это для «казы» - чтоб казалось красивее! Как у любого фокусника, чтобы суметь удивить зрителей».
Удивлённых зрителей и поклонников таланта у Фетищева – вагон и маленькая тележка: он одаривает своими творениями родных и друзей, жену и детей, коллег и соседей на дни рождения, Новый год и другие праздники. Ну, и себя не забывает.
«Себе я сделал паровоз-шашлычную, два метра длиной, из холодильника и стиральной круглой машины. Крышка, где топка сама, открывается, внутри мангал стоит; дверочку открыл в кабине – достал решётки, шампуры; тендер открыл – там уголь и дрова. Делал на заказ шикарные паровозы. Красил их термостойкой матовой краской (глянцевая мне не понравилась), вместо заклёпок брал саморезы, вместо колёс – на металлоломе брал вентиля от задвижек. Одному товарищу сделал военную полуторку с тентом и прицепом-полевой кухней, сделанной из барабана современной стиральной машины. Там тоже всё открывается, дрова закладываются, тент снимаешь с машины, он в стол превращается. А в кузове стоит большой мангал. Делаю всё с удовольствием. Продаю за малые деньги. Шикарнейший паровоз другу на 60 лет делал. Такое ощущение, что он сейчас пыхнет и поедет, когда из трубы дым валит. У него паровоз с красной звездой, сделанной из старой новогодней игрушки. Всё – в дело! Супруге своей я недавно на День рождения скрипочку – копию скрипки Страдивари – подарил».
Скрипки в арсенале Евгения Васильевича - с точно выпиленными колками, струнами и смычком, любовно уложенные в футляр на застёжках. Есть пушки, якоря, и другие снасти кораблей, отлитые из олова, как и легковые автомобили военных времён. И тоже – по точным чертежам. Формы для отливок наш герой тоже делает сам по сложной и долгой технологии. Всего, что умеет и делает Евгений Фетищев, не перечислить.
Подсчёт своим творениям он не ведёт, и думаем, цифра эта давно перевалила за несколько сотен. Это тот случай, когда количество, качество, наука и расчёт идут рука об руку, выдавая в мир настоящие шедевры. Несколько из них – галеон Френсиса Дрейка «Золотая лань» из линеек, скрипка Страдивари в футляре и военные машины, отлитые из олова, сейчас находятся на выставке в Ясногорской модельной библиотеке. Приходите, чтобы увидеть их собственными глазами.
О личном
Со своей супругой Галиной Григорьевной Евгений Васильевич живёт уже 33 года, как он говорит «в законном браке». Дети - Саша и Лиза - подарили родителям двух внуков и даже одну правнучку. Правда, видится приходится нечасто: они живут за границей. Но на связи с детьми и внуками супруги Фетищевы - каждый день. Галина по образованию - экономист, а по призванию, как и мама нашего героя, швея.
Впереди – зима, любимое время Евгения Фетищева для работы над творческими проектами. Пока он запасается материалами и идеями, чтобы неспешно с настроением начать воплощать их в жизнь и радовать мир своими уникальными творениями! А всё, что для этого надо – хорошее настроение, утверждает наш герой: «Без настроение за дело лучше не браться, ничего хорошего не выйдет! А когда с настроением – тогда и тебе, и людям приятно на дело твоих рук смотреть!»
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».