Из журналистики – в сельские учителя
Мы продолжаем наши публикации о педагогах, которые стали участниками новой региональной программы поддержки учителей, переехавших на работу в сельскую местность. Вот какими мыслями поделилась с нами в форме своих монологов филолог и журналист Инна Миронова. Сейчас Инна Богдановна работает в Елыкаевской средней школе.
О пути в педагогику
– Мой путь в учительство не был таким уж простым. Я родилась и выросла в СССР, в областном центре западной Украины, городе Ровно. Могу с гордостью сказать, что являюсь продолжателем педагогической династии: 38 лет преподавала в педагогическом вузе моя мама, Галина Дмитриевна. Отец, Богдан Владимирович, заведовал кафедрой физической культуры и спорта в сельскохозяйственном техникуме, и его педагогический стаж – почти 50 лет. А вы же знаете, что педагогическая семья – это особый образ жизни, особая атмосфера. Семейная среда, наверное, и сформировала профессиональное направление. А на выбор специальности, на любовь к русскому языку и литературе повлиял, как часто бывает, школьный учитель – Элеонора Вацславовна Бурова.
После распада Союза, в начале 1990-х мы с супругом, к слову тоже педагогом, переехали на родину его родителей сюда, в Сибирь. И несколько лет я работала учителем в средней школе № 32 города Тайга. Ах, какое это было замечательное время! Мы с ребятами, наверное, одними из первых в Кузбассе начали выпускать на компьютерах школьную газету «Лепет». Причем получилось настолько неплохо, что редактор местной газеты «Тайгинский рабочий» Варвара Николаевна Стифутина пригласила нас, школьников, поделиться опытом с журналистами редакции. Газета на тот момент печаталась еще по старинке – на линотипе, а мы уже освоили компьютерную верстку и печать.
Переформатирование
– С этого приглашения моя жизнь сделала крутой вираж, и я почти на тридцать лет задержалась в журналистике. Более 15 лет связывают меня с Тайгой и «Тайгинским рабочим». Верстальщик, редактор городского радио, главный редактор ставшей к тому времени уже родной «Тайгинки» – на всех этих этапах я продолжала работать с детьми, занимаясь с юнкорами и выпуская молодежную и школьную страницы в газете.
Затем были 15 лет работы редактором и главным редактором различных СМИ в кемеровской компании «Все про Всё». До нынешнего 2024 года 9 лет работала главным редактором издания «Московский комсомолец в Кузбассе». Серьёзное СМИ, серьёзные темы…
Но ведь правду говорят, что бывших учителей не бывает. Практиканты и молодые журналисты вначале привели меня в КемГУ. Я как работодатель-практик веду у студентов-филологов курс литературного редактирования и корректуры. А не так давно начали открываться школьные медиацентры. И меня опять потянуло в школу...
Возвращение
– Откуда узнала о программе? Я журналист, а журналисты знают всё. Если серьёзно, то мы много рассказывали читателям о всевозможных государственных и региональных программах, направленных на повышение качества образования и медицины на селе: это и «Комфортная городская среда», и «Моя новая школа», и «Мой новый детский сад», «Земский доктор» и «Земский учитель». А в прошлом году в Кузбассе появилась новая региональная программа поддержки учителей, переехавших на работу в сельскую местность или города с населением менее 50 тысяч жителей. К моменту появления такой программы я как главный редактор «Московского комсомольца в Кузбассе» уже сотрудничала с Елыкаевской школой в части работы школьного медиацентра. Мы выпускали школьную газету, снимали новостные программы и небольшие фильмы, организовали ежедневную работу школьной видеостены. Одним словом, школа вернулась в мою жизнь. И у меня было целых четыре года, чтобы понять, что это не просто «блажь», как говорили многие мои друзья и коллеги. Это внутренняя потребность вернуться к истокам, «зов крови», если хотите.

О материальном и о «не очень»
– Не буду скрывать, зарплата главного редактора уважаемого издания, конечно, выше заработной платы учителя-филолога, который работает на ставку, чтобы иметь время и возможности заниматься не только уроками и тетрадками, но и внеурочной деятельностью. Потому региональный миллион оказался приятным компенсирующим бонусом. Замечательно, что с 2023 года в Кузбассе есть такая мера поддержки. А то, что среди 77 таких же, как я, «учителей-миллионщиков», решивших работать в сельских школах и получивших поддержку в размере 1 миллиона рублей, есть много приехавших в Кузбасс из других регионов, много молодых учителей и немало уже опытных педагогов, подтверждает правильность и действенность этой программы.
Из других причин, которые оказались вескими при принятии окончательного решения о переезде, назову экологию. После загазованного Кемерова, в котором иногда тяжело дышать, елыкаевский сосновый бор стал для меня явным преимуществом.
А ещё – современная, комфортная, технически невероятно высоко оснащенная школа. Очень важный момент – педагогический коллектив. У меня было достаточно времени, чтобы оценить высокий профессионализм и редкую тактичность директора школы Ольги Владимировны Кошкаревой, взаимопонимание и прекрасную атмосферу школьного коллектива. Но главное, что самые добрые, открытые, отзывчивые и светлые дети живут именно в глубинке, в селе. И теперь это – мои ученики.
Чему и как учить
– Вообще-то, я городской человек, но искренне считаю, что именно в сельской глубинке душа и сердце России. Да, есть проблемы, их не скроешь. Но вместе с тем, нельзя отрицать, что во все времена сельская молодежь отличалась особым трудолюбием, которое прививается здесь с самого раннего детства, иначе в деревне просто не выживешь. Заметьте, сколько среди нынешних известных и авторитетных в нашей стране и в Кузбассе людей – уроженцев села. Правильно. Очень много. Потому что мотивированных на развитие и успех молодых сельчан отличает весьма пробивной, как принято говорить, характер, они больше приспособлены к жизни, поскольку росли не в тепличных условиях. И эта «нетепличность» научила их стремиться к лучшему, работать и рассчитывать на себя. А у истоков стоит учитель…
Я считаю, что суть работы учителя на селе – раздвинуть горизонты мира ребенка и научить его успешно реализовать себя в этом мире. Есть выражение: «ребёнок стоит на плечах учителя». Да, с одной стороны, чем выше стоит учитель и чем больше он видит сам, тем дальше будут смотреть его ученики. Но подняв ученика на своих плечах над горизонтом, показав всю широту и бескрайность мира и познания, нужно суметь вовремя поставить его на собственные ноги, заставить его ходить, научить падать, терпеть боль от ушибов, вставать, выбирать правильное направление и вновь идти. Мы должны помочь сделаться их ногам крепкими, а головам – светлыми, способными думать вариативно, нешаблонно. А сделать это силой, увы, нельзя. И в этом плане мне близка гуманная педагогика Шалвы Амонашвили с её верой в возможности каждого ученика, безусловной любовью и абсолютным принятием детей.
О пользе и помощи
– Я продолжаю оставаться действующим журналистом и именно эта сфера моих личных и профессиональных интересов, думаю, может оказаться полезна и школе, и, самое главное, моим ученикам. Да чего там «может»? Прямо сейчас мы с ребятами запустили образовательный проект «Учи русский»: снимаем в видеостудии «Джалинга» образовательные ролики по русскому языку. Активность учеников радует. Они охотно участвуют в процессе подготовки видеоуроков, которые транслируются на школьной видеостене и в соцсетях. Вы знаете, даже те, кто не дружит с русским языком, готовы овладеть учебным материалом, чтобы объяснять правила правописания с большого школьного экрана. Правда, открытым пока остается вопрос оплаты лицензионного сбора в 100 тысяч рублей. Для сельской школы это просто колоссальная сумма! Но, думаю, все будет хорошо.
А еще в школе предновогодняя пора, а у наших юнкоров - горячая пора съемок новогоднего фильма. Премьера скоро!

Подготовил Сергей ВОЛКОВ
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».