Сегодня мы представляем нашим читателям директора Мазуровской средней общеобразовательной школы, учителя математики Татьяну Савенкову. Татьяна Викторовна является Отличником народного просвещения, она награждена медалями «60 лет Кемеровской области», «За веру и добро», «За служение Кузбассу», «За достойное воспитание детей», юбилейными медалями, почётными знаками и грамотами Кемеровского района. Недавно она отметила свой юбилей, о чём писала наша газета.

О личном

– Татьяна Викторовна, давайте начнём с наших традиционных вопросов: местная ли вы уроженка, и как начиналась складываться ваша взрослая жизнь?

– Не совсем местная. Окончив сельскую школу в Алтайском крае, приехала учиться в Кемерово – здесь жили наши добрые знакомые. Приехала сюда осенью, в сентябре, так что в этом году поступить уже никуда не могла. Как только мне исполнилось семнадцать лет, устроилась на работу нянечкой, а на следующий год поступила на математический факультет педагогического института, который вскоре приобрёл статус университета. В девятнадцать лет вышла замуж и переехала в Мазурово. Училась заочно, а работала на местной птицефабрике. Потом устроилась лаборантом в нашу школу, где продолжаю работать по сей день, правда, уже директором. Мой общий трудовой стаж пятьдесят три года. В нашей семье выросли две дочери, а теперь подрастают пятеро внуков. Старшая дочь Альбина окончила университет и работает в мировом суде. А младшая Елена - социальный психолог, живёт и работает реабилитологом в Екатеринбурге.

Педагог или учитель?

– Большой опыт работы в школе позволяет спросить у вас следующее: есть два близких понятия: педагог и учитель, так вот какое из них вы считаете основным?

– Я больше склоняюсь к тому, что более важен именно учитель. В этом слове мне чувствуется что-то живое. Кто такой учитель? Это человек, который не только должен знать собственный предмет, но и чувствовать ребёнка, чтобы передать ему эти свои знания. Это моё видение. И сегодня в нашей школе все тринадцать преподавателей являются настоящими учителями. Кстати, хочу добавить, что большая часть учителей являются выпускниками нашей же школы. А есть и такие, которые, поняв со временем, что выбрали не свою специальность, переучились в вузе на другую, но всё равно вернулись в родную школу.

– Скажите, а лично вы, выбирая будущую профессию, не боялись идти в школу? К таким загадочным существам, которые зовутся детьми?

– Ничуть не боялась. Вот знаете, буквально месяц назад мы организовали группу «Соседи». Её участниками стали люди, которые когда-то жили на Алтае. А инициатором этого стала женщина, которая сейчас живёт в Германии. И я начала вспоминать своё детство и юность. При этом я поняла, что всегда, с самых ранних лет видела себя только учителем. Вопрос о какой-то другой профессии даже не стоял. А ещё помню, что во время учёбы в школе за мной частенько закрепляли детей, которых надо было, что называется, «подтянуть». Я с этим всегда справлялась, и опытные педагоги, говорили, что эта девочка обязательно должна стать учителем. Ну, а если в моей практике и присутствовал какой-то страх, то я несколько побаивалась первый раз зайти в класс к взрослым уже детям. Правда, он очень быстро проходил. Спасибо нашему директору, который в начале моей деятельности дал мне пятый-шестой-седьмой классы. И, по мере их возрастания, мне становилось работать с ними всё легче и легче. А вот родителей я, честно сознаюсь, поначалу боялась – кто я для них – молодая девчонка? Приходилось тщательно готовиться к каждому родительскому собранию, даже притчи своеобразные сочиняла.

Основы профессии

– А какими вообще главными качествами должен обладать школьный учитель? Что знать, уметь и воплощать в жизнь?

– В первую очередь – знать свой предмет. Это самое важное. А ещё нужно уметь этот предмет донести до детей. Есть такие, которые говорят: «Я учитель, а потому, как я сказал, так и будет». А я так не считаю. Если ты настоящий учитель, то тебе следует опустится до уровня ребёнка, а потом вместе с ним расти. Вот только тогда всё у вас получится. Учитель всегда знает больше чем ученик, но он никогда не должен этого демонстрировать. Будьте с детьми на равных, и они станут вас очень хорошо понимать.

– С какими детьми легче работать, а с какими труднее?

– Сейчас нет таких детей, с которыми легко было бы работать. Со всеми трудно. Каждый по-своему видит этот мир и по-своему воспринимает разные предметы. Поэтому очень трудно сказать, с кем труднее, а с кем легче. Как предметнику мне легче с теми, кто любит математику и понимает её. А, вернее, не легче, а проще. С теми, кто хочет учиться, но встречается со сложностями, всё нормально, они научатся. Сложнее с теми, кто вообще не хочет учиться, а такие встречаются. Но надо продолжать работать в любом случае. И пока что в нашей школе не было ни одного случая, чтобы кто-то её не окончил и не получил аттестат. Мы стараемся донести и до самих детей, и до их родителей, что сегодня без образования для них будут закрыты все без исключения дороги.

– А трудно ли работать с родителями?

– Да. Несложно с теми, кто хочет, чтобы их ребёнок учился. Я всегда говорю, что для успешного окончания школы важны три стороны: учитель, ученик и родители. Только в такой плотной связке возможен успех. А если одна из сторон выпадает из процесса, то ничего не получится. Мы стараемся донести до родителей эти истины, и у нас это в большинстве случаев получается.

Критерии эффективности

– Есть ли отличие сельской школы от городской?

– Думаю, что есть. Мы стараемся на практике реализовывать свой главный девиз о том, что школа – это ваш второй дом. У нас небольшая семья в сто пятьдесят человек, и мы знаем по именам всех детей. Это значительно повышает взаимное доверие. В больших городских школах с этим труднее. У нас поддерживаются очень добрые отношения, да и сельские дети сами по себе добрее. Наверное, потому что они как-то ближе к земле. Они скромнее. Когда мы выезжаем с ними, к примеру, в театр, то слышим много хороших добрых слов в свой адрес от администрации. Вот в этом и заключается отличие сельской школы – они в самих детях.

– Чем могут измеряться результаты вашей работы – не в отчётах, естественно, и чего бы вам больше всего хотелось добиться?

– Недавно я отметила свой семидесятилетний юбилей. Понимаю, что с поста директора мне уже пора уходить. Поэтому лучшим результатом своей деятельности была бы сейчас встреча с таким человеком, который смог бы заменить меня на этом месте. Я всегда хотела работать в таком коллективе, который бы понимал тебя. И это сбылось, именно таким сложился современный коллектив нашей школы, где меня понимают с полуслова. Ещё мне всегда хотелось, чтобы наши дети были добрыми и любознательными. Кажется, этого нам тоже удаётся добиться, во всяком случае, мы непрерывно работам над этим и понимаем, что останавливаться здесь нельзя никаких «точек» ставить нельзя – одни лишь «многоточия». Ну, и отличным результатом я бы считала такой уровень наших выпускников, которые могли бы продолжать своё образование в лучших вузах страны.

– А что, на ваш взгляд, всё-таки не хватает современной школе? Чего хотелось бы улучшить?

– Качество подготовки наших педагогов у нас очень хорошее. Программы соответствуют поставленным задачам. Конечно, у большинства учителей есть претензии к наличию в нашей школе единого государственного экзамена. Хотелось бы, чтобы дети умели лучше мыслить и одновременно хорошо выражать эти свои мысли вслух. Меньше шаблонности – это мешает развитию, а больше творчества в демонстрации своих знаний.

– Что можете пожелать своим коллегам по педагогическому труду накануне Дня учителя?

– Всем хороших учеников, понимающих родителей и хороших руководителей! Здорового и доброго понимания в семьях. Пусть каждый с удовольствием идёт на работу, и с не меньшим удовольствием возвращается в свою семью к любящим близким людям! И, конечно же, мира для всех!

Сергей ВОЛКОВ

Фото из архива Татьяны Савенковой

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».