По требованиям времени

В условиях современного общества проблема ухода за людьми с ограниченными возможностями, пожилыми гражданами и теми, кто нуждается в специальной помощи, становится все более актуальной. Школы ухода при центрах социальной защиты населения представляют собой инновационное решение, направленное на обучение и поддержку семей, ухаживающих за своими близкими, а также на повышение качества жизни людей, нуждающихся в заботе.

Создание таких школ предоставляет уникальную возможность для обмена опытом, получения знаний и навыков, необходимых для эффективного ухода, а также для формирования сообщества всесторонней поддержки среди его участников. В рамках школы ухода семьи могут узнать о современных методах социальной работы, психологии общения, основах медицинских знаний и других важных аспектах, которые помогут улучшить качество ухода и снизить стресс, связанный с этой ответственностью.

Об основах социального обслуживания

– Давайте мы с вами, Лариса Юрьевна, начнём наш разговор с самых простых базовых понятий. Кто такой вообще социальный работник? 

– Это человек многосторонний. В сферу его деятельности входит многое. Это специалист, который оказывает самую разную помощь пожилым людям, маломобильным, страдающим серьёзными заболеваниями. Причём наше учреждение, где главным действующим лицом является именно соцработник, не надо путать с клининговой компанией, которая оказывает необходимые людям услуги за деньги. Нашим центром на протяжении последних пятнадцати лет руководит прекрасный специалист в области социальной работы Татьяна Николаевна Ладнер, которая уже двадцать пять лет работает здесь. Мы – часть больной разветвлённой социальной сферы, которая создана для помощи тем, кто в этом нуждается. У каждого из этих людей есть собственные пределы ограничений в действиях. А мы должны всё это хорошо понимать и учитывать при определении требующегося набора услуг. В основном это довольно стандартный перечень: продукты купить, выписать у врача лекарства и принести их из аптеки, помочь с домашней уборкой. Большинство наших подопечных живёт в частном секторе, поэтому добавляется работа по выписке и доставке угля и некоторые другие работы по дому.

Особенности сельского ухода

– Скорее всего, работа вашего центра имеет особую специфику, связанную и с сельскими условиями жизни людей, да и с разбросанностью по расстояниям. Как в этом плане устроена ваша структура?

– Базовый центр находится здесь в городе. А сами социальные работники, как правило, и проживают в тех поселениях, за которыми они закреплены. Я и сама, когда только начинала работу в социальной сфере, около семи лет работала в селе Ягуново, где жила. За каждым соцработником закреплено определённое количество подопечных. Их количество может колебаться, в зависимости от того, насколько велики работы по уходу за тем или иным человеком. Но, как правило, это от восьми до двенадцати человек. Обязательно определяется типизация потребных услуг и, в соответствии с этим, составляется договор. Кстати, не так давно у нас помимо непосредственных соцработников появилась специализация сиделок или помощников по уходу, чего раньше не было.

Новое в устройстве и структуре

– У вас прекрасное здание с хорошим ремонтом и специальным оборудованием. Есть даже что-то вроде дневного стационара. Как это всё используется?

– В это здание, которое специально для нас реконструировали, мы переехали совсем недавно, буквально перед новым годом. А раньше наш центр находился на улице Терешковой. И здесь у нас ведётся постоянная работа с людьми. У нас теперь практикуется сбор пожилых людей в группах дневного пребывания. Набираются группы около десяти человек. Все они из одного поселения – туда отправляется специальная машина – это социальное такси, которая привозит их в наш центр. Здесь с каждой группой работают наши специалисты, обязательно психолог, и мы – как представители «Школы ухода». Кроме специальных мероприятий мы организуем для групп клубы по интересам, тренинги, различные экскурсии: в «Томскую Писаницу» и другие живописные места, в различные городские музеи, в храмы разных вероисповеданий. И я скажу, что наши подопечные всегда этим очень довольны, ведь они получают доступ к большому открытому миру, чего зачастую бывают лишены, находясь дома. Такие мероприятия помогают здоровью и насыщают жизнь богатыми впечатлениями. Они всегда оставляют в нашей специальной книге очень искренние отзывы со словами благодарности.

– Я хотел, чтобы вы поподробнее рассказали о том, что называется «Школой ухода». Это какой-то новый подход в современной деятельности социальных служб?

– Да, это именно так. В 2020 году в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации, рассчитанной на период до 2025 года, в нашем центре социального обслуживания населения, да и во многих других, были созданы «Школы ухода». Мы с моей коллегой Ольгой Владимировной Выдриной прошли дополнительное обучение и получили статус специалистов этой школы. Теперь работаем в рамках этого подразделения центра социального обслуживания населения. Наверное, такая деятельность расширяет круг вопросов, актуальных для многих наших подопечных. Мы стремимся помочь каждому из них. А сама школа ухода работает одновременно по нескольким направлениям. Проводятся специальные обучающие занятия для социальных работников. Отдельные наши занятия предназначены для родственников, мы учим их правильным приёмам ухода. И работаем со всеми, кто нуждается в нашей поддержке, помимо дома – в стационаре.

Чем и как помогут людям

– Есть ли у вас возможности в предоставлении нуждающимся предметов медицинского технического ухода? И есть ли ещё какие-то дополнительные услуги?

– Да, конечно. Предметы ухода – костыли, ходунки, другие средства реабилитации – это тоже часть нашей работы. Мы даём их на прокат по весьма умеренным ценам, и наш пункт проката пользуется популярностью. Заключаем договор на определённый строк, осуществляем индивидуальную регулировку по размерам, проводим инструктаж по пользованию, помогаем освоить средства реабилитации. Мы оказываем помощь нашим подопечным и в работе с документами: на получение инвалидности, по оформлению одиноких граждан в дома престарелых, ведём сотрудничество с этими учреждениями. Всем этим наши социальные работники вполне владеют.

– Понятно, что ваша структура в своей работе финансируется из бюджета. Скажите, а получаете ли вы в своей деятельности какую-то помощь от других организаций, например, общественных?

– Есть много хороших и отзывчивых людей, которые, зная о нас, стремятся на помощь. Они приходят к нам, приносят неиспользованные средства по уходу за больными и маломобильными подопечными, годную для носки одежду, а мы, зная потребность в этом, распределяем всё это. Особенно это актуально для тех, кто ещё не успел оформить инвалидность и ещё не получает бесплатных средств ухода. Приносят нам и какие-то продукты для организации чаепитий: конфеты, домашнее печенье, другую выпечку. Всё это помогает нам в работе.

Из истории КЦСОНов

– Скажите, а когда вообще появились центры социальной защиты населения?

– Появились-то они давно, в Москве уже в 1991 году, ну а в середине девяностых их стремительное развитие пошло по всей стране. Со временем все они получали развитие, и качество социальных услуг, предоставляемых населению, постоянно улучшалось. Вот лично у меня в июне своеобразный юбилей – исполнится ровно двадцать лет, как я пришла работать сюда. Прежде работала бухгалтером, но закрытие предприятия подтолкнуло к поиску новой работы. В центре занятости предложили место социального работника, и я решила попробовать. Получилось. И я соцработником в селе Ягуново проработала семь лет. А потом мне предложили работу в центре. Кстати, именно наш центр самым последним перешёл на платное оказание услуг своим подопечным. Но это уже не от нас зависело.

– Какими главными качествами должен обладать человек, работающий в органах социальной защиты? По каким критериям можно оценивать качество его работы?

– Главные качества наших специалистов – это доброта, любовь к людям и умение помогать им в любых ситуациях. Поэтому далеко не каждый может прийти в нашу профессию. Ну, а критерием успеха является то, что у человека после общения с соцработником загораются глава и появляется желание жить дальше. Благодарность людей – самая главная награда для каждого из нас. А мы это видим, и честно скажу, что происходит это очень часто.

Во многих случаях соцработники становятся для пожилых людей даже ближе родственников, поскольку общаются с ними чаще. Растёт доверие, и мы как бы становимся членами семьи для наших подопечных. Я вспоминаю, что, когда мы открывали первые группы дневного пребывания в рамках школы ухода, то поначалу ощущали недоверие от многих: «Зачем мне это нужно?» А сейчас у нас отбоя нет от желающих посетить нас. Очередь стоит: «Когда вы нас снова в группу возьмёте?»

– Достаточно ли знают люди о вашем существовании и вашей работе?

– Наш центр был создан ещё в июле 1993 года, и потому нас уже давно знают все в округе: территориальные управления, сельская больница, амбулатории, ФАПы, и мы со всеми плодотворно сотрудничаем. У нас есть интересные планы на будущее. В этом году мы разработали новый проект «Час без забот», который представляет собой своеобразную разгрузочную программу для тех людей, которые постоянно ухаживают за тяжёлыми маломобильными людьми. С ними проводятся тренинги, круглые столы по уходу – в то время, как у постели тех людей, за которыми они ухаживают, их подменяют наши специалисты. Следующее мероприятие будет проводиться с родителями деток-инвалидов, которые с помощью наших психологов будут делиться между собой своим опытом по уходу за детьми.

– Что бы могли пожелать своим коллегам в День социального работника?

– Здоровья, терпения в нашем нелёгком труде. Ну, и благосостояния – повышения доходов для каждого! С праздником, дорогие друзья!

Сергей ВОЛКОВ

Фото автора, а также из архива центра

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».