От шахматных традиций – в будущее
Путь в игру
Сергей Трофимов, международный мастер по шахматам – коренной кемеровчанин, он окончил Кузбасский политехнический институт по специальности «механик по эксплуатации горных машинных комплексов». Но в горной промышленности практически не работал. Причиной тому стало увлечение шахматами, развитию этого спорта в Кузбассе Сергей Трофимов посвятил много лет. Мы расспросили известного шахматиста о многих особенностях, связанных с жизнью шахматного мира.
– Сергей Леонидович, что привело вас к увлечению шахматами?
– Через моего отца, который научил меня основам игры. В принципе, он просто показал мне, как ходят различные фигуры. На этом учение закончилось, но я продолжил заниматься шахматами самостоятельно. В Кемерове я учился в сорок шестой школе. Наш директор был ярым поклонником этой великой игры. И он начал устраивать школьные соревнования по шахматам. Я втянулся в это, а в пятом классе записался в областной шахматный клуб. Этот клуб был открыт в городе в 1958 году, и в то время носил имя международного гроссмейстера Василия Васильевича Смыслова, который даже прислал поздравительную телеграмму по этому поводу. Клуб в основном посещали взрослые шахматисты, подростков было немного. Мы ходили туда вместе с моим товарищем Евгением Андреевым. Впоследствии Евгений Николаевич стал заслуженным тренером России по шахматам. В своём первом квалификационном турнире я получил сразу второй разряд, а в девятом классе выполнил норматив кандидата в мастера. Вот так вот всё и начиналось.
Школа и её представители
– Шахматы были хорошо развиты в то время? И существовала ли какая-то своя кузбасская шахматная школа?
– Непосредственно в Кемерове – не очень хорошо. Гораздо лучше обстояло дело в Новокузнецке и Прокопьевске. Как таковой, единой школы не было. Но были отдельные очень талантливые шахматисты, творческие спортсмены, которые добивались высоких результатов. Прежде всего, это Сергей Павлович Старков, Анатолий Францевич Богданас, Юрий Дмитриевич Аникаев, уже упомянутый мной Евгений Николаевич Андреев. Все они были шахматистами всесоюзного уровня.
– А что лично для вас в жизни значили шахматы?
– Наверное, всё, раз уж я посвятил им всю свою жизнь. Правда, и трудностей у шахматистов в прежние времена хватало. Хромала организационная сторона всех наших процессов. И я честно скажу, что по-настоящему наша шахматная федерация образовалась, когда её возглавил очень уважаемый в нашей области человек Михаил Иванович Найдов. Высококвалифицированный горный инженер, партийный и хозяйственный деятель, сильный шахматист, он внёс огромный вклад в развитие шахмат в Кузбассе. Он стал председателем федерации, а я выполнял обязанности исполнительного директора. Найдов значительно расширил клубную шахматную систему в нашей области, построив и открыв новые клубы в Кемерове, Киселёвске, Прокопьевске, Междуреченске. Он создал стройную систему шахматных соревнований в Кузбассе. Михаил Иванович считал, что каждый руководитель должен уметь играть в шахматы, он сам был очень талантливым человеком во всём. Я даже думаю, что если бы он сосредоточился исключительно на шахматах, то обязательно стал бы гроссмейстером, поскольку всегда играл не по выученным образцам, а изобретал новые и новые подходы в игре. Его именем назван и Кемеровский городской шахматный клуб, что абсолютно справедливо для увековечения памяти этого замечательного человека. И я горжусь тем, что много лет работал рядом с ним.

О мифах и легендах
– Вокруг шахмат всегда распространялись своеобразные мифы. Один из них, очень устойчивый, утверждал, что шахматист должен быть хорошим математиком. Так ли это, с вашей точки зрения?
– Нет, это совсем не так. Конечно, математики могут быть прекрасными шахматистами. Пример тому – второй чемпион мира Эмануил Ласкер, который был доктором математических наук. Но есть и другие примеры. Вот Борис Спасский был журналистом, Михаил Таль – филологом, Марк Тайманов – профессиональным музыкантом, который, кстати, приезжая в Кемерово, давал здесь сеансы одновременной игры. Так что говорить исключительно о математическом складе ума было бы неверно. У шахматиста должно быть всё – из самых разных областей, но главное то, что ему обязательно должно быть присуще, это творчество.
– Понятно. А вот ещё один, правда, менее распространённый миф. Некоторые считают, что при сравнении сложности шахмат с шашками, преимущество складывается в пользу последней игры. Аргументы таковы: «вес» шахматных фигур различен, а в шашках все равны. Поэтому здесь наиболее важен стратегический подход к планированию партии. Что можете сказать об этом?
– Начнём с того, что шашки существуют в двух вариантах: «русские» и стоклеточные, имеющие распространение по всему миру. Был такой шахматист Рашид Нежметдинов, гениально владевший комбинационной игрой и обыгрывающий чемпионов. Примечательно то, что он стал первым человеком в мире, обладавшим званием мастера одновременно и по шахматам, и по шашкам. Он очень любил сравнивать шахматы и шашки, говоря, что одна из этих игр сложна, а другая трудна – я, к сожалению, не помню, к чему какое определение относится. Но скажу, что в приведённом мифе есть некоторая доля смысла, особенно для русских шашек. Один известный мастер-шашист говорил мне, что русские шашки на сегодняшний день так хорошо изучены, что достаточно в начале игры сделать три неправильных хода, чтобы после этого сразу прервать её – исход партии уже понятен, и эти допущенные ошибки будет уже невозможно исправить. Стоклеточные шашки, конечно, сложнее, и мне импонирует то, что там возможны прямо-таки изумительные комбинации. Впрочем, сложные правила русских шашек, которые просто неизвестны большинству любителей, тоже могут давать интересные возможности талантливым игрокам.

Команда нашего округа
– Сергей Леонидович, а вы сейчас участвуете в каких-то шахматных турнирах? Или хватает организационной работы?
– Ну, во-первых, я возглавляю команду нашего Кемеровского округа по шахматам. А до этого с 2002 года был капитаном команды нашего поселения – деревни Сухово. С тех пор мы участвовали во всех без исключения областных соревнованиях Кузбасса, а также турнирах другого уровня. И я вспоминаю: только один раз мы заняли второе командное место, во всех остальных были первыми. Я играл на Российских чемпионатах среди сельских жителей – на первой доске от Кемеровской области. Мы дважды становились победителями в командном зачёте, дважды получали второе место и один раз – второе-третье места. Ну, а сейчас мои личные победы в турнирах касаются, как правило, ветеранских соревнований. Последний раз я одержал победу в этом году. А так, за пятнадцать лет участия в соревнованиях среди ветеранов, я только четыре или пять раз оказывался на втором месте, а чаще всего побеждал. Никто из нас не становится моложе, но мы стараемся поддерживать престиж ветеранского шахматного движения.
– Насколько мы знаем, ваша дочь Антонина Сергеевна продолжает ваше дело?
– Мы, скорее, вместе с ней продолжаем его, и стараемся в меру своих сил развивать уровень шахматного спорта у нас в Кузбассе. Играем в одной команде, за один район, представляем одну сельскую территорию. И я хотел бы поблагодарить за основательную поддержку в этом деле многих: администрацию нашего округа, а также руководство центра физической культуры и спорта. Нам всегда идут навстречу прекрасные организаторы, специалисты своего дела, а это помогает нам одерживать новые победы.
Рост уровня и рост значения
– Скажите, а как эти победы смотрятся сейчас на общем фоне достижений в российских шахматах?
– Я не хочу хвастаться, но по многим экспертным оценкам сегодняшние достижения наших шахматистов впечатляют, и заметно поступательное развитие этого спорта в нашем регионе. Кемеровская область сейчас входит в первую пятёрку российских регионов по развитию шахмат. В нашей федерации одновременно работало до шести международных арбитров, а большее их количество было только в столицах. У нас проводится гроссмейстерская шахматная школа, которых в России всего несколько. Внимание на нашу школу всегда обращал такой великий шахматист как Анатолий Карпов, он неоднократно приезжал к нам в Кузбасс. Достижений у наших шахматистов немало, а одним из основополагающих лично я считаю строго выдерживаемый в нашей областной федерации календарь соревнований, что достигается далеко не во всех регионах.
– У шахмат, в том числе у советских – великое прошлое. А как с будущим? Сохранит ли этот вид спорта свою популярность и дальше?
– Я более чем уверен в этом. В своё время в СССР шахматы по своей популярности вышли на четвёртое место среди огромного количества видов спорта: после хоккея, футбола и фигурного катания. А сегодня потенциал шахмат всё более растёт. Известный российский психолингвист Татьяна Владимировна Черниговская задалась вопросом: а какими же качествами должен обладать человек будущего, чтобы не растеряться в обстановке, которая создаётся новыми вызовами мира? И когда она назвала все эти качества и навыки, то пришла к уникальному выводу: всё это дают именно занятия шахматами! И с этим согласны многие. Например, 16-й чемпион мира по шахматам швед Свен Магнус Карлсен говорит, что в условиях переизбытка информации мы должны научиться быстро принимать правильные решения, а этому максимально способствуют именно шахматы. Так что я продолжаю исповедовать главное правило своей жизни: ни дня без шахмат!

Сергей ВОЛКОВ
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».