Торговля во все времена считалась очень важной сферой экономики. Именно на неё приходится значительный процент налоговых поступлений в бюджет страны, в ней задействовано большое количество людей, а это – рабочие места для граждан. По данным Росстата, в этой сфере в России занято около половины малых предприятий. Понятно, что такой обширный сектор рынка труда чрезвычайно значим для любого общества. Цель работников торговли – удовлетворить потребности населения в товарах и услугах. Но торговля – это ещё и общение покупателей с персоналом торговых предприятий. Замечено, что выбор «любимого» магазина зависит для нас не только от его ассортимента или цен, но и от качества общения с его продавцами. Сегодня в сфере российской торговли задействовано около четырнадцати миллионов человек. Но если в прежние времена торговля считалась преимущественно мужским занятием, то в двадцатом веке в эту сферу массово пришли женщины. С одной из таких представительниц прекрасного пола, выбравшей для себя сферу торговли в качестве основной профессии, мы и разговариваем сегодня.

Наша собеседница – Наталья Осипова – индивидуальный предприниматель, она является собственником двух сельских магазинов. В посёлке Новоискитимском находится довольно крупный продовольственный магазин «Фасоль», а деревне Тебеньки – магазин поменьше – «Фасолька».

– Наталья Павловна, вы местная?

– Да, я кемеровчанка. Родилась и выросла в посёлке Комиссарово. Окончила школу № 66, и сразу же устроилась работать на завод КЭМЗ намотчицей катушек. Родила старшую дочь Анну – сейчас ей уже тридцать четыре года и она мать троих детей – и ушла с завода. В это время на промпредприятиях начались неплатежи, и я предпочла уйти в сферу торговли.

– Вы ведь застали ещё сферу советской торговли, о представителях которой в обществе было не самое лестное мнение. Наверное, со временем многое поменялось. А каково ваше личное мнение о представителях этой профессии?

– Лично я очень люблю свою работу и уважаю своих коллег. Я хорошо знаю этот труд, и могу говорить о нём не понаслышке. Ведь до того, как мне удалось завести собственное дело, я пятнадцать лет простояла за прилавком. И с уверенностью скажу, что звание «продавец» надо ещё заслужить. Своим трудом, своим умением и отношением к своим покупателям. Это не просто за кассой на кнопочки нажимать: пик-пик, пик-пик. Надо любить свою профессию. Мне это удаётся. Вот смотрите, вы пришли в магазин за покупками и говорите: мне булку хлеба и пачку чая. Но настоящий продавец всегда должен предложить вам что-нибудь ещё. К тому же чаю, например – конфеты или печенье, пирожные. С покупателем, даже если вы с ним ещё не знакомы, должен состояться добрый разговор. Общение должно завязаться. А это требует определённых психологических навыков, открытости и расположения к людям. Я это усвоила и поняла, что готова на большее чем обычный наёмный продавец.

– И, к чему же пришли?

– Открыла у себя в Комиссарово собственный ларёчек. Ассортимент поначалу был совсем небольшим: вода, соки, пиво, крупы, продукты сельского ассортимента. Да, и всего по три – четыре штуки ассортиментных продуктов закупала, оборотных средств тогда ещё мало было. И стала подмечать интересные ситуации, которые происходили вокруг меня. Вот еду как-то с работы, ночь уже, а меня сотрудник ДПС останавливает. Думаю: я вроде бы ничего не нарушила. А он и говорит мне: «Здравствуйте, Наталья Павловна! Как жаль, что вы ушли из нашего магазина, теперь без вас хуже стало». А я узнала его, это был наш постоянный покупатель. Они всей семьёй, вместе с детьми к нам за покупками приходили. И мы всегда подробно общались. А ведь это далеко не единичный случай, таких много было. Или такое вот. Приходит в магазин мужчина. Ему жена записку написала, чего купить, и колбаса, к примеру, там в списке. А вот какая, не сказано. С жиринкой, без жиринки? Как быть? А, поговорить надо. Вкусы выяснить, порекомендовать что-то вкусное и качественное. И мы изучали вкусы каждого постоянного покупателя. И дело с продажами гораздо лучше от этого шло.

– Когда и как возникла решимость открыть собственное торговое предприятие?

– Я уже говорила, что к тому времени у меня уже накопился немалый опыт работы продавцом. И тогда я спонтанно задумалась вот о чём: а почему бы мне самой не закупать продовольственные товары, привозить их и организовывать продажу в собственном магазине? И я приступила к реализации этого плана. К тому времени у меня уже были накоплены некоторые деньги, я купила свой первый автомобиль, поставила ларёчек и начала работать. Старшая дочь помогала мне в этом после учёбы, помогала и мама. Но при этом поначалу я свою прежнюю работу не бросала, в результате три дня в неделю работала продавцом на прежнем месте и ещё три – чисто на себя в ларьке. И так вот постепенно я стала выходить в реальные предприниматели.

– Вот эта самостоятельность и независимость в торговой деятельности, она вам понравилась?

– Осмелюсь сказать, что да. Хотя и не сразу. Понимаете, ведь это был адский труд и огромная ответственность. Это ведь не то, что ты отработал смену с восьми до восьми и спокойно ушёл домой. А здесь ты постоянно не досыпаешь, встаёшь рано, ложишься спать поздно. И твоё внимание должно быть непрерывно приковано ко всем аспектам этой деятельности. Я подавала заявки в оптовые организации, отслеживала графики поставок, приобретала оборудование, наконец, сама ездила за товаром.

– А, не приходила ли в голову мысль о том, что можно нанять на работу специалиста – этакого вот исполнительного директора или менеджера?

– Наверное, нет. Я даже отвечу так: кто не прошёл все ступени в торговле – от начала и до конца, вряд ли станет успешным предпринимателем. Я на своём пути встречала такое отношение к продавцам со стороны владельцев бизнеса, как ещё к одному роду товара. А это живые люди, и потому для меня коллектив всегда являлся моей второй семьёй. Вы можете спросить об этом у каждого из моих продавцов, и они подтвердят вам это. Дело в том, что я долгие годы была на их месте и прошла там хорошую школу. Я знаю, что человечность заложена в каждом из нас изначально, главное – не утратить это качество души. Думаю, что мне это удаётся. А потому, если у кого-то из моих продавцов возникает трудная жизненная ситуация, то я всегда стараюсь и сама войти в неё. И если человек, к примеру, приболел, то я сама становлюсь на его место. Если кому-нибудь нужно отпроситься в рабочее время по личному делу, то я спокойно его отпущу.

– То есть, получается, что на своём предприятии вы исповедуете уже иные принципы, чем те, которые складывались раньше в советской торговле?

– Совершенно верно, у нас царят другие подходы – человеческие. А иначе просто нельзя. Многое в обществе изменилось, и сейчас уже стало трудно найти стоящего продавца. Многие люди, несмотря на материальные проблемы, просто не хотят сейчас работать.

– Скажите, пожалуйста, а какие качества вы больше всего цените в людях?

– Во-первых, такое качество как честность. Я не выношу того, когда люди говорят неправду. В основном, это происходит, когда человек подыскивает причину в чём-то неправильного своего поведения. «Я задержался, потому что внезапно случилось то-то и то-то». А на самом деле он просто элементарно проспал. Ну, и скажи об этом честно. Ведь, если эта честность будет видна, то тебя всегда поймут и простят – во всяком случае, я сама так и поступаю. А враньё всё равно рано или поздно вскрывается, и тот, кто соврал, окажется потом в дураках.

А ещё я ценю в людях взаимную доброту. Я уверена, что на добро надо всегда отвечать добром. Вот иногда я вижу, как очередной покупатель входит в наш магазин, и сразу понятно, что он нагружен чем-то недобрым. Возможно в этом и не его вина, а это настроение лишь последствие каких-то предыдущих напряжённых встреч. И я сразу же подхожу, приветливо, с улыбкой здороваюсь и интересуюсь тем, что я могу ему предложить, о чём рассказать, что посоветовать. И это практически всегда действует положительно.

– Принято считать, что «спрос рождает предложение». Но может ли быть наоборот, не должна ли торговля в первую очередь влиять на покупательский спрос?

– Да, отчасти это так. Ну, а вообще, я учу своих продавцов всегда держать наготове листочек с ручкой, чтобы записывать нереализованные пожелания наших клиентов. Вот как-то спросили – нет ли у нас маленьких бананов? Таких бананов у нас на тот момент не было. Но покупателя заверили, что они обязательно будут, и мы сегодня же оформим заявку на такой товар. А иначе нельзя, в противном случае мы просто потеряем для себя этого покупателя. Мы – не равнодушные порой торговые сети, где проходит огромное количество людей, которые далеко не всегда интересуют продавцов. Успех хорошей торговли заложен в доброте, обходительности и заботе о каждом своём клиенте. Это я и все наши сотрудники усвоили очень чётко!

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».