Тогда страшно не было
Жителю села Ягуново Вадиму Скузу в юности довелось стать участником операции по выводу советских войск из Афганистана, а до этого – принять участие в боевых действиях.
Аля Шеметова
Вадим Скуз родился в Киевской области в 1968 году. В те годы его родители, как и тысячи других жителей Советского Союза, отправились в Сибирь, где кипели крупные стройки и постоянно требовались рабочие руки. Мальчик остался с бабушкой, и когда родители обустроились на новом месте, то забрали его. Было Вадиму тогда 2 года.
Семья жила в Кемерове – это потом, встретив свою «вторую половинку», Вадим переедет в Ягуново. Учился в 62-й школе, потом пошёл получать профессию. Выбрал 72-е училище – там готовили аппаратчиков для «Карболита». Немного поработал – и пошёл служить. Сибиряки ко всему привыкнуть могут
– В те годы у нас не стояло вопроса – служить или нет. Мы были так воспитаны, что знали: долг Родине нужно отдать, – говорит Вадим Сергеевич. – Страшно не было, хотя все знали, что в Афганистане идёт война. Конечно, мать с сестрой плакали, волновались, когда провожали меня.
Нас, новобранцев, отправили в учебную часть в Термезе в Узбекистане. Первую неделю, конечно, было непривычно. Климат другой, горы – высокие, что даже дух захватывает! А потом привыкли.
Вообще, много ребят было из Сибири – с Алтая, Томска, Омска. А мы, сибиряки, такие – ко всему привыкнуть можем!
После окончания учебки нас отправили в Шерабад. Там уже мы узнали, что скоро нас отправят в Афганистан.
– На самолёте полетели в Кабул. Прилетели уже ночью – ничего не видно. Сначала был лагерь, где ходили офицеры разных частей. Они выбирали себе солдат. Набирали даже в разведку. Вот только тут мне не повезло. Офицер спросил, умею ли я красиво писать – там нужен был в штаб человек. А я писать красиво не умел, так в разведку и не попал, – шутит Вадим Сергеевич.
На боевом посту
Хотя кто знает, как изменилась бы его жизнь, если бы тогда взяли в штаб? В итоге Вадим стал охранять аэродром. Расположен он был в Джелалабаде. Рядом – граница с Пакистаном, место неспокойное. Постоянно шли караваны – и хорошо, если просто с товарами, а не с оружием. Боевики спускались с гор, пробовали нападать на аэропорт. Как-то раз Вадиму не повезло. Ранило его на боевом дежурстве. После недолгого лечения в госпитале он снова вернулся к службе.
Снабжение советских военнослужащих было хорошим. Солдатам платили зарплату чеками – аналогом валюты. Их можно было поменять на афганские деньги. За один чек давали 1000 афгани, а зарплата – 25 чеков в месяц. По тем временам это была огромная сумма – например, джинсовый костюм можно было купить за 3 тысячи афгани.
Разговоры о том, что советские войска будут выводить, ходили давно. Вадим уже отслужил год, когда солдат неожиданно собрали и сказали собирать вещи. Домой возвращались своим ходом – ехали на броневиках в Термез. Там распределяли – кому и где дослуживать срок. Старались отправить поближе к родным местам – так и попал Вадим в Томск.
После Афганских гор ждала его сибирская тайга. Там он охранял ракетные шахты. Конечно, обрадовались родные – живой вернулся!
– Переживала мать, конечно. Я фотки с Афгана присылал – всегда беспокоилась, что худой, – вспоминает Вадим Сергеевич.
После окончания службы вернулся в Кемерово, устроился на работу инкассатором. Потом, уже в 90-е годы, познакомился с будущей женой. Переехал к ней, в село Ягуново. О своей службе в Афганистане вспоминает редко.
Сейчас старший сын Вадима Скуза поступил в Питер, учится в военной академии на связиста. Вот так в семье продолжается военная традиция.
Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».