Учиться, несмотря на войну

Самыми трудными для школьного образования оказались первые два года войны. В начале нового учебного года уроки в школах были сокращены до 35 минут, перемены до 5 минут. Не хватало учителей, бумаги, одежды, обуви. Многие дети вынуждены были помогать семьям, старшеклассники уходили на производство, заменяя отцов. Численность учащихся в Кузбассе за военный период уменьшилась на 28%, в старших классах на 50,2%.

Правительство страны поставило задачу пересмотреть расходы. На сессии депутатов 19 июля 1941 года рассмотрели вопрос «О сокращении ассигнований по районному и сельским бюджетам». Это коснулось народного образования: были снижены расходы на заработную плату учителям, на приобретение учебных пособий, инвентаря и школьного оборудования, книг, канцелярию, хозяйственные нужды. Из запланированных на образование 239, 65 тысяч рублей осталось всего 93, 6 тысяч.

Многие ученики во время войны не посещали школу по причинам материально-бытового характера. В газете «Правда» даже появилась разъяснительная статья: «Как бы мы ни были поглощены войной, забота о детях, их воспитании остаётся одной из главных задач. Закон о всеобщем обучении остаётся незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей, и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени. Никаких ссылок на военную обстановку».

В Кемеровском районе тоже были проблемы. В своём выступлении на сессии перед депутатами зав.районо Колыхалова отмечала, что из 72 школ к новому учебному году были полностью отремонтированы и подготовлены к занятиям только 55. В 1943 году не был выполнен план по запланированному числу учащихся, не развёрнуто планируемое количество классов. В 1944 году планировалось 2085 учащихся 5-7 классов, а по факту оказалось - 1410. Наполняемость классов составила 23,1 человек из запланированных 33.

Вот что говорили на выступлении на сессии депутатов района по итогам 1943-1944 учебного года: «Так, отмечаются хорошие результаты знаний и полный охват всеобучем в Мазуровской, Ягуновской, Мозжухинской, Красноярской школах; названы лучшие учителя: тов. Лебедев, Васильева, Колеватова, Атаманова, Тимофеева и другие. Не очень хорошая ситуация по итогам знаний детей указывалась в Силинской, Воскресенской, Комиссаровской школах. В тот же год в районе было оставлено на повторное обучение - 1018 чел. Из 75 школ в каникулярный летний период было отремонтировано всего 34. Не очень хорошая ситуация складывалась по обеспечению школ района углём и дровами, что привело к срыву работы на 5 дней в Боровской и В. – Промышлённовской школах. Упоминается и такой случай. Так, из-за отсутствия топлива дома, учительница Вилль 4 месяца вынуждена была проживать в классе. Депутаты отмечали слабый разворот работы по этим и другим школьным вопросам со стороны председателей сельских Советов и руководителей школ».

Положение по охвату детей всеобучем на протяжении всего периода войны оставалось сложным, хотя учителя старались организовать помощь тем, кто нуждался.

Дети – главные помощники и надежда страны

Школьники 7-10 классов посещали создаваемые кружки трактористов, комбайнёров, мотористов, штурвальных, шофёров, мотоциклистов. В Кемеровском районе в Мозжухинской, Мазуровской, Боровской, Елыкаевской, Берёзовской, Ягуновской, Андреевской, Осиновской школах было организовано обучение основам сельского хозяйства. Эта работа возлагалась на учителей биологии и агрономов. 

В 1942-1943 годах в городских и сельских школах страны был введён предмет «Военное дело», занимались им с 5 по 10 класс. Программа носила военно-прикладной характер и включала строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела.

После победы в Курской битве в школах началось усиление воспитательной деятельности. В материалах архива есть этому подтверждение: 

«Так, например, в марте 1944 г., в школах Кемеровского района устанавливались семидневные каникулы. Для школьников в эти дни, согласно единому плану работы, проводились ежедневные тренировки по лыжам и строевой подготовке, гранатометанию; вечер самодеятельности, посвящённый Дню рождения А.М. Горького, а также родительские собрания по итогам четверти. В тот же год депутаты приняли решение и по соблюдению детьми общих Правил поведения в общественных местах (театрах, кино, клубах, трамвае, на улицах). Эти правила все дети были обязаны строго соблюдать. В целях организованного проведения свободного времени ученикам тогда предлагался совместный план культурных мероприятий, составленный местными школами и клубами».

На помощь фронту

В тяжелейших условиях военного времени дети не только учились в школе, но и оказывали посильную помощь фронту и тылу. Из воспоминания педагога Марии Тихоновны Маликовой из села Ягуново: «Несмотря на трудности военного времени, мы продолжали успешно учиться в школе, всеми силами помогали взрослым работать в колхозе. Учебный год начинался с 1 октября. Учиться было очень трудно, так как не было ни учебников, ни тетрадей, ни бумаги. Приходилось писать на бумажных мешках. Учились мы в школе с печным отоплением, часто не бывало угля и дров. Иногда школу закрывали, ученики и учителя шли в лес за дровами. По почину московских комсомольцев и пионеров собирали необходимое для фронта. Мы собирали шерсть, родители пряли, школьники вязали носки и варежки с тремя пальцами (чтобы удобнее было держать винтовку), младшие школьники шили кисеты и носовые платки. Ещё зимой лепили пельмени и, хотя сами были голодными, никогда их не ели, всё отправляли на фронт. Учащиеся нашей школы шефствовали над госпиталем, который находился в городе Кемерово на площади Пушкина. В город ходили пешком. Ухаживали за ранеными, приносили для них бумагу, писали за них письма, выступали для них с концертами, выздоравливающих приглашали в гости к себе в школу».

И таких примеров было много.

За помощью – к учителю

Детей поддерживали школьные учителя, но и им тогда было очень нелегко. Им постоянно нужно было заниматься не только профессиональными учительскими вопросами, но и хозяйственно-бытовыми, общественными. Проводив мужчин на фронт, в сёлах и деревнях оставались женщины, дети и беспомощные пожилые люди. Учитель в селе оставался почти единственным человеком, к которому все обращались тогда за помощью и советом. 

Прочтя воспоминания жителей района, узнаём, что «учительница А. Г. Алексеева из Звёздного после уроков вечерами помогала животноводам в переработке молока, а утром - снова в школу. Её коллега М. Г. Шелегова днём обучала детей, а ночью работала, как и все односельчане, в совхозе – возила сено и дрова на быках. Участие в художественной самодеятельности помогало восстановить силы».

Педагоги выступали и за справедливый, оперативный исход дела, когда дело касалось заботы о школе. В архивных материалах с выступлением учителей Кемеровского района на сессии депутатов в 1944 года нашлось следующее: «Тов. Сушенцова – учительница Мозжухинской школы говорила перед присутствующими о том, что подготовка к новому учебному году идёт слабо, плохо обстоит дело с ремонтом Покровской и Ключевской школы; топливо и керосин в школы, привозят несвоевременно по причине того, что у пред. сельсовета тов. Шевченко нет времени этим заниматься. А учителя всегда находят время для сельскохозяйственных работ в колхозе».

У самих учителей тогда тоже не было самого необходимого, хотя и была зарплата, но очень небольшая, и купить на неё что-то существенное было почти невозможно. И только лишь с 1943 года для сельских работников образования стали выделять в небольшом количестве некоторые товары, главным образом одежду и обувь. В 1943 году райпотребсоюз принял решение выделить для нужд учителей района кожтовары для изготовления 50 пар кожаных сапог.

По законам военного времени

Условия жизни военного времени были нелёгкими для сельских школьных учителей. Во-первых, от педагогов школ тогда требовалась чёткая трудовая дисциплина. Суровое наказание ожидало даже тех, кто опаздывал на работу даже на 10 минут. На учителя сразу же составляли приказ об опоздании, и дело незамедлительно передавалось для разбирательства в Нарсуд.

Во-вторых, в годы войны остро стоял вопрос по повышению квалификационных требований учителей. В городских и сельских школах Кузбасса тогда было много проблем. В то время свыше трети учителей не имели необходимого образования. Несмотря на принимаемые меры, к 1944-1945 учебному году удельный вес учителей с высшим образованием стал всего лишь составлять 7,6%, в сельской местности ещё меньше - 4%.

По объяснимым причинам заочное обучение учителей проходило без отрыва от производства. С 1942 году руководители Кемеровского областного отдела народного образования не назначали на работу в школу новых учителей без педагогического образования, прежде чем они не поступали на заочное отделение. В целях повышения квалификации для педагогов тогда работали предметные секции и проводились семинарские занятия, в каникулярное время проводились методические объединения учителей. В Кемеровском районе повышению квалификации педагогов также уделялось самое серьёзное внимание. Согласно Решению Исполкома Райсовета №295 от 1 мая 1945 года зав.районо Георгий Филиппович Комайко создал для учителей района методический дошкольный кабинет.

К концу войны немного улучшилась ситуация по количественному составу учителей. Их ряды пополняли демобилизованные с фронта односельчане. Придя работать в сельскую школу, многие фронтовики своим личным примером внесли значительный вклад в развитие образования района и области. Они имели большой жизненный опыт, авторитет и уважение среди земляков. Так, Ефим Семёнович Унгулов до войны несколько лет работал в посёлке Металлплощадка трактористом, и один год - учителем. В 1940 году был призван на действительную службу в армию. После демобилизации с Забайкальского фронта в 1946 году в звании старшего лейтенанта вернулся домой. Продолжил дальше трудиться в школе, где 25 лет был директором.

В настоящее время школа посёлка Металлплощадка с гордостью носит его имя. 

Непростая фронтовая судьба сложилась и у другого нашего земляка -  Иосифа Васильевича Новикова. За боевые заслуги на фронте он имел множество наград, среди которых ордена Великой Отечественной войны I и II степени, две медали «За отвагу», медаль «За освобождение Праги». После войны работал учителем в Берёзовской средней школе, директором Берёзовской школы для глухих детей, учителем в Берёзовской вспомогательной школе.

Как бы трудно не было учителю в годы военного лихолетья, он всегда остаётся человеком огромного трудолюбия и патриотизма. В годы войны учителя не жалели себя, никогда не жаловались на жизнь и всеми силами старались решать ежедневные проблемы. Авторитет учителя был очень высоким.

Нина Мальцева, Мария Ёлкина, Дарья Мальцева

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».