За храмом - храм

Начинал со строительства монастыря в Елыкаево. Потом, после того как обжили здание насельницы, поселился рядом. И теперь каждый день, выходя на крыльцо, можно бесконечно любоваться на золотые маковки, за которыми зеленеет бескрайняя тайга.

- Спасибо за милость, Господи, что дал силы на стройку, дал силы на то, чтобы собрать и привезти иконы со всей России сюда, в Кузбасс! – говорит отец Александр.

Монастырь строить было непросто. Сейчас, глядя на здание из яркого кирпича, даже представить не можешь, что когда-то многие возмущались стройке. Какой ещё храм, если его тут никогда не было? А высокий холм и на другое дело употребить можно, стадо гонять на выпас. И только потом, когда стали подниматься стены, а потом увенчались куполами, стало понятно: вот он, духовный центр села, его символ на долгие годы.

А потом было много храмов, которые возвёл отец Александр за своё долгое служение. Это храм в Старочервово, в Журавлях, в Осиновке, в Кемерово на Радуге, первый в Кузбассе храм в исправительном заведении – колонии №5. Появляются они буквально на глазах, и смотрятся так справно и ладно, что кажется – всегда они тут были.

Галерея сибирского быта

Сейчас отец Александр, несмотря на преклонный возраст, занимается сразу двумя проектами. В посёлке Журавлёвы горы, рядом с кольцом на Елыкаевской трассе, строит храм. А рядом – музей «Галерея прошлого», в котором разместится уникальное собрание, накопленное им за всю жизнь – памятники материальной культуры сибирского быта.

За таким простым определением, как сибирский быт, лежит широкий пласт самых разных эпох, социальных слоев и общественных групп.

- Можно, конечно, было бы сделать музей крестьянского быта. Но что показать там? Небольшую избу, несколько деревянных предметов утвари? Есть у меня в коллекции и такие предметы быта, но наша история не ограничивается ими. Сибирский крестьянин жил богаче, чем в европейской части России, - рассказывает отец Александр. - Много было купечества, которое у нас становилось настоящим проводником всех культурных новшеств. Именно купцы привозили хороший фарфор, картины, мебель, книги. И многое из этого наследия удалось собрать. Кроме того, само по себе купечество было неоднородным. Значительную его часть в Сибири составляли старообрядцы. Сохранились богослужебные книги, иконы, причём в том числе – и местного производства. Многие из них сильно пострадали от времени, нуждаются в реставрации.

Сейчас это огромное собрание занимает несколько длинных столов. С вышитыми и металлическими окладами, с потемневшими ликами, - они производят неизгладимое впечатление. А ещё – книги, многие из которых по давнему порядку хранятся в сундуках. Есть и печатные, и написанные вручную. За прошедшие века краски не потускнели, буквицы и рисунки всё такие же яркие. Одни из самых старых экспонатов – ровесники династии Романовых, они были созданы после смутного времени. Конечно, всё это должно быть в музее, найти своего исследователя.

Сначала была школа

Вообще, создание музея давно уже интересовало отца Александра. Потому что надо было как-то хранить, где-то выставить собранные экспонаты. Ускорил это дело случай. Как-то раз, проезжая мимо старой школы в деревне Красной, он увидел, что рабочие приступили к разбору старого здания школы. Построено оно было в 19-м веке, так что представляло историческую ценность, тем более что старых зданий прошлого века в городе практически не сохранилось. Демченко попросил не рушить здание, а отдать ему. Под музей.

Так как строение было уже ветхим, то и досталось ему в качестве дров. Здание забрали, увезли на территорию рядом со строящимся храмом сначала в Осиновку, потом на Журавлёвы горы. Оказалось, что нижние бревна уже непригодны, зато наличники и верхняя часть сруба сохранились хорошо. 

Вместе с обретением старого дома сомнений не осталось – пришло время и для строительства музея. В настоящий момент уже закончено строительство основного здания. Первый этаж сделан из кирпича – именно так и строились раньше многие здания, когда внизу был кирпич или камень, а сверху – деревянная надстройка в традициях русского теремного зодчества.

Окна от Красновской школы были реставрированы. Слои краски, накопившиеся с 1886 года, отчищены, все отшлифовано и установлено в здании будущего музея. Со школой, кстати, получилась интересная история. Хотя по документам БТИ здание школы было отнесено к 1914 году, на самом деле оно старше. Построил его крестьянин Невзоров, потом передал для школы. Располагалась она там с 1902 года по 1924-й. Самого крестьянина арестовали, а потом сослали. Вот такая трагичная судьба. А в построенном им здании продолжали получать знания ребятишки до 1970-ых годов.

Строительство идёт уже четвёртый год. Первый этаж – подклеть, где хранили соленья и варенья. Сверху – большая трапезная, с огромной русской печкой. На ней и спать можно, и готовить. Тут же – женский кут, место, где располагались женщины, готовили и занимались хозяйственными делами. Воссозданы и типичные для таких домов переходы - каждый этаж представляет собой ряд комнат, включая небольшую молельную комнату хозяина дома. Именно там и расположится коллекция старообрядческих икон – так что быт будет восстановлен с максимальной достоверностью.

В этом году строительные работы продолжились. Надо возвести боярское крыльцо – с выходом на 2 стороны, как и положено для добротного здания.

Собиратель истории

Типовой дом купца средней руки восстановлен практически точно. Именно тут, на 400 квадратных метрах планируется разместить вещи 19 века, мебель, шитье, полотенца, Кузнецовский фарфор, книги, колыванские иконы. Есть тут и швейные машинки, часы, зеркала, прялки и сундуки. В подвале разместятся весы, корыта, торговый инвентарь – то есть появится аналог лавки.

Часть предметов уже заняла свое место в экспозиции. Переходя из комнаты в комнату, невольно удивляюсь – как же это все удалось собрать, сохранить.

- Люди выкидывали старые вещи, а я собирал, - говорит отец Александр. – Делал все это из любви к нашей истории, на память о прошлом. Больше, конечно, собирал то, что связано с духовной жизнью - книги, иконы. Вот так, постепенно, за 30 лет и набралось на целый музей.

Большая часть экспонатов собрана на территории Кемеровского округа и по северу Кузбасса. Вот пообещали отдать сани и телегу, находятся они в деревне за Топками. А ещё – полотенца, тканые на станке. Батюшка собирает по деревням и наличники – удивляющие своей резной красотой. выкупает их у жителей, которые просто не ценят доставшееся им наследие. Например, в Осиновке был дом, ему 120 лет. И на нём – наличники, которые батюшка буквально спас.

- Этот музей – тоже проповедь. Только проповедь сибирской деревенской культуры. К сожалению, не знают у нас истории – не хотят знать. А мне хочется сохранить это, чтобы дети знали, как жили их предки, - говорит отец Александр.

Нужно показать быт типичного сибирского крестьянина. А он был не бедным, имел хозяйство. Из таких крестьян часто купцы выходили. Отправляли детей учиться, интересовались культурой, произведениями искусства. Дом купца был как гнездо сороки. Собирали все, что блестит, красиво выглядит. Поэтому я хотел именно воссоздать купеческий дом, а не крестьянский. Я хочу показать, как жили настоящие работяги у нас в Сибири. А они жили хорошо. Были и гитары. И гармошки, и аккордеоны. И пианино даже. Одно я уже привез – красивое, канделябры медные на нём.

Я вот хотел купить дом на юге. Но подумал – это разве нужно мне? Будет от этого польза? И решил - лучше сделаю музей. Девять храмов построил – неужели музей не осилю!

К сожалению, многое из того, что раньше хорошо знали, сейчас уходит в прошлое. Теряется гордость за своё наследие, за свою страну. Например, тарелки из Кузнецовского фарфора. Это же не просто посуда. Кузнецов был фабрикантом, который поставлял посуду по всему миру! Кто про это знает? А ведь это наша история. Или возьмём самовар. Я как-то на праздник в Осиновке, в церкви самовар затопил. И люди удивляться стали, даже пожилые. Потому что не видели никогда, не знают, как он работает. А ведь так и жили! Не было электричества, ни газа. А вот самовар был!

Есть и ещё одна причина, по которой такой музей важен. Сейчас многие думают, что в церкви - неграмотные люди, но ведь церковь – это целый слой русской культуры, от которого идёт много добрых начинаний. Это и письменность, и архитектура, и все духовное наследие – оно тоже от церкви. А что сейчас? Школьники Пасху не знают, у них только холуин есть. А здесь, в музее, можно будет увидеть, какую роль раньше вера в жизни играла, молитвенные комнаты, иконы.

Мы с матушкой были в Болгарии. Посещали там национальную деревню – очень понравилось, как все сделано. Избушки белёные, чтобы солнце не падало, колёса, горницы с рушниками. Полки, а на них засолки стоят. Это все притягивает, так что и у нас такое же сделать захотелось. Хотя бы один дом собрать, чтобы людей с культурой познакомить!

Если прошлое не хранить, то и будущего не будет

Кстати, такое желание просветить – не случайно. Потому что когда-то отец Александр закончил Кемеровское культпросветучилище, потом поехал на практику в село Берчикуль. Именно там познакомился со старинным бытом, остатки которого ещё встречались в домах жителей. Закончил институт, и вернулся в училище – преподавателем. А потом, после того как стал посещать церковь, поменял свою жизнь. Уже имея сан, заведовал отделом культуры в епархии, проводил большие праздники, выставки. За просветительскую деятельность получил звание почётного работника культуры, а также награждён высшей церковной наградой – правом ношения митры. Не раз выставлялись и собранные им рушники и иконы, книги – в Областной библиотеке имени Фёдорова, в Музее изобразительных искусств.

Например, за годы собралась целая коллекция сузунских икон. Сузун – это посёлок в Новосибирской области, где раньше занимались производством народных икон под фольгу. В коллекции Демченко их около 200.

Или, например, наследие святого Макария Невского. Был он просветителем Сибири и Алтая. Открывал приюты для детей. Первым привёз кинематограф, показывал ленты. Был в Томске иконописец Панкрушев, открыл иконную мастерскую при монастыре. Его иконы тоже есть в коллекции.

Больше всего отец Александр сожалеет о том, с какой небрежностью мы относимся к своему наследию, не ценим его. 

- Студенты мои многие бывшие работают в культуре, стали заведующими клубами. Но нет заинтересованности в духовном наследстве. Предлагаю – давайте что-то сделаем, экскурсию соберём. Но желающих нет. Иногда говорю: вот вверил вам господь историю. А потом спросит: ты почему ничего не хранил?

Когда мы первый раз сделали Крестный ход на Кучум, многие ведь и не знали, что там церковь была и монастырь. Когда нам дали приход в Елыкаево, я поехал в Томский архив. Просмотрел документы – тысячи страниц. И нашёл дело – как люди просили храм, потому что не могли в половодье через реку ездить. Писали прошение на Макария Невского. И вот эта переписка у нас есть вся.

Вот так и живу. Машины нет у меня, но есть добрые люди. Отвезут меня в деревню дальнюю. А я там пройдусь по домам. Никому не хочется этого: просить по домам, стучаться в двери. А тут - кольцо в двери сохранилось, стуколка. А это ведь история! И завтра все это погибнет, потому что умирает старая Россия. Но если мы прошлое не сбережём - то у нас и будущего не будет.

… В прошлом году, по осени, батюшка Александр заболел. За зиму отлежался, пошёл на поправку. И первым делом вернулся к строительству. Надо и крыльцо доделать, и пол. До ума здание довести – отмостки сделать, поставить забор. Будет он с необрезной доски с крышей.

Вот тогда и можно будет передать всё то, что бережно собрано. А интересного ведь много! Есть и патефоны с пластинками, которые до сих пор работают. И гармошка, которая дошла до Берлина, и колёсная лира.

Малой лептой

Строить музей отцу Александру помогает вся Россия – отправляли пожертвования и с Москвы, и с Петербурга, и с Томска, подключились прихожане храма святой Матроны Московской в Лесной поляне, неравнодушные люди.

Оказать посильную помощь может каждый. Чтобы не было у нас Иванов, родства не помнящих, чтобы знали дети, как жили и во что верили их предки про быт и веру их прадедов.

Из малых дел, из пожертвований рождается одно, большое – музей нашей, сибирской истории.

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».