За годы своего формирования сфера образования Кузбасса не один раз становилась экспериментальной площадкой страны. Большой вклад участия области в этом деле отмечается в 1950 – 1960-е гг. В эти годы в стране была проведена первая реформа системы образования после окончания войны. 

Учиться было сложно

В эти годы сеть образовательных учреждений Кузбасса была недостаточной для обеспечения всеобщего семилетнего образования. «Из 1836 зданий почти треть требовали капитального ремонта, десятки школ размещались в неприспособленных помещениях. В области насчитывалось всего 90 средних школ, количество учащихся 8-10 классов составляло 6600 человек (2,5% от общего числа учащихся). Многие дети оказывались вне образовательных учреждений из-за отсутствия одежды и обуви, что объяснялось тяжёлым материально-бытовым положением большинства сельских семей».

В Кемеровском районе задача по охвату всех учеников всеобучем и общее состояние дел в сфере образования стояла на строжайшем контроле в работе местных органов власти. Так, согласно архивных данных, в Кемеровском районе сеть школ состояла из 2 средних, 23 семилетних и 49 начальных школ, в которых обучалось 6161 чел. Успеваемость по предметам считалась низкой, т.к. из общего числа учеников успевало только 5182 человека - 83,6 %, остальные - двоечники и второгодники. Оставалось ещё 26 учеников и вовсе не посещавших школу.

Низкая успеваемость отмечалась в Елыкаевской, Искитимской, Промышлёновской школах. Был организован подвоз учащихся, далеко живущих от школ, семьи получали материальную помощь от колхозов.

В 1960-е годы обстановка в сфере народного просвещения Кузбасса постепенно улучшалась. Так, в докладе заведующего районо Кемеровского района Д.И. Мостовщикова в 1968 году было сказано о том, что педагогические коллективы школ, отдел народного образования проводят работу по воспитанию у учащихся идейной убеждённости, коммунистической нравственности, любви к знаниям и труду. В школах района внедряется кабинетная система, технические средства, элементы программирования. Закон о восьмилетнем обучении выполняется, создаются условия для перехода ко всеобщему среднему образованию. Он отмечает и недостатки. Из 7907 учащихся не успевали 571, 92,7% - общая успеваемость в районе; не закончили восьмилетнее образование и выбыли без уважительных причин - 274 человек; не выполнялся в полной мере план по вовлечению учащихся в 9-10 классы и, особенно, по заочному обучению работающей молодежи (из 500 человек по плану заочно обучается 363 человека.

Нужны учителя!

Несмотря на тот факт, что Кемеровский район географически располагается вблизи от областного центра, проблема кадрового обеспечения школ учителями в 1950-1960-е гг. была серьёзной. Так, в заявке, направленной из Кемеровского районо в адрес Кемеровского Облоно, указывалось, что в Кемеровский район требуется учителей: математики - 12 человек, физики - 4, иностранного языка - 8, химии, пения и музыки - по 3, рисования - 4.

Большое внимание уделялось их жилищному вопросу, а также решению профессиональных и бытовых проблем. Так, например, были построены две учительские однокомнатные квартиры, дома при Осиновской и Мазуровской восьмилетних школах, учительский двухквартирный дом в деревне Елыкаево.

Как видно из архивных источников, педагогов часто удостаивали наградами разного уровня. Так, например, в 1955 г. по ходатайству исполкома Кемеровского райсовета за безупречную работу и выслугу лет были награждены: орденом «Знак Почёта» С.А. Ковалёва – учительница начальных классов, медалью «За трудовое отличие» П.Я. Дуброва – директор Маручакской школы, медалью «За трудовую доблесть» - учитель Берёзовской школы М.С. Шуктуева.

Строим школы

Местными властями тогда принимались значительные меры как по капитальному ремонту школ, так и строительству пристроек для учебных кабинетов к школам. В Кемеровском районе были построены Кузбасская и Звёздненская средние школы, Ленинградская восьмилетняя и Панинская начальная школ. Наряду с этим, большое внимание тогда уделялось и пополнению материально-технической базы учреждений. Что также способствовало закреплению учительских кадров в сельских школах области.

Учителя со своей стороны ценили и берегли такое внимательное отношение к своему труду. Вместе с другими односельчанами они вели большую общественную работу, проявляли свои таланты в сельской самодеятельности, в свободное от работы время занимались ликвидацией неграмотности среди взрослого населения.

В Кемеровском районе учителя также являлись инициаторами создания и проведения заседаний Клуба интеллигенции. На этих встречах присутствовали все желающие деревенские жители. Все вместе обсуждали международные политические новости. Участвовали в познавательных беседах и лекториях.

Как учили в школе

Жизнь школы того времени была чётко регламентирована, а образование считалось главной стратегической задачей государства.

В данном случае итогом можно считать школьные экзамены. Так, чтобы хорошо подготовиться к экзаменам в семилетней Суховской школе совхоза Металлплощадка в 1951 году был издан приказ о режиме дня школьника. Кто его нарушал, получал взыскание. Ученик должен был вставать утром в 7.00 и отходить ко сну в 21.00. На выполнение домашних заданий отводилось от 3,5 до 5 часов. В то время экзамены проводились в 4-5 классах по русскому языку и арифметике; в 6 классе - арифметика, ботаника, география и русский язык; а в выпускном 7 классе - русский язык, геометрия, алгебра арифметическая, физика, география, история и конституция. Русский язык сдавали и в письменной, и в устной форме.

Большое внимание уделялось профессиональной работе учителя. Обязательно у учителя должен был быть написан подробный конспект урока, подготовлены наглядные пособия. Тщательное внимание уделялось почерку учеников, а также ведению предметных тетрадей и их проверке.

Важное место в учебно-воспитательном процессе имел ученический дневник. В современное время он получил электронный вид. Дневник считался официальным документом (как и классный журнал), записи в нём ежедневно контролировали педагоги и родители.

В 1954-1955 учебном году в школах Кузбасса был введён классный час. Не менее важной составляющей считалась правильная организация дежурства школьников и перемен. Так, в архивных документах Кемеровского района имеется информация и на этот случай: «Дежурные должны являться в школу за 30 мин. до занятий, опоздание считается нарушением трудовой дисциплины; на переменах проводить утренние зарядки, организовывать песни и игры; следить за санитарным состоянием учащихся (наличие белых воротников, опрятность школьной одежды и др.)»

Учим профессии

В 1959 году в Кузбассе состоялось заметное событие - областной съезд учителей. В этот период шла работа над политехническим обучением школьников. На среднюю школу тогда возлагались большие задачи по подготовке молодых людей, хорошо владеющих основами науки и техники. Постепенно в школах вводилось изучение основ производства электротехники, машиностроения, трактора и автомобиля, развивались школьные мастерские.

Кузбасс являлся в стране инициатором юнстроевского движения. Учащиеся вместе с учителями строили теплицы, мастерские, сажали аллеи. В школах работали клубы, кружки, выпускались журналы, работали биологические станции. Практически в каждой школе был создан хор. Создавались школьные спортивные комплексы, проводились спартакиады и многое другое.

В школах Кемеровского района в 1966 - 1967 годах «заметно улучшилась учебно-воспитательная работа, активизировалась деятельность пионерских и комсомольских организаций; проводятся вечера, читательские конференции, встречи с ветеранами гражданской, Отечественных войн, с передовиками производства. Больше стало различных кружков. В Ягуновской средней школе работают предметные кружки, начиная с начальных классов. Улучшилась спортивная работа. При Елыкаевской, Берёзовской, Кузбасской, Новостроевской и др. созданы спортивные школы. Был проведён районный слёт юннатов, который показал хорошие результаты по опытнической работе во многих школах». А в Суховской школе тогда были взяты конкретные обязательства на весь учебный год «вырастить картофель на площади 2,5 га, построить крольчатник и погреб, отремонтировать школу и мебель, собрать 6 тонн металлолома, вырастить 200 шт. кроликов и 150 утят, накосить для кроликов 2 т. сена, вывезти 15000 шт. кирпича».

Нельзя обойти стороной и создание учебно-производственных бригад. За много лет старшеклассники Кемеровского района внесли большой вклад в копилку трудовых дел колхозов и совхозов, да и сами приобретали полезный трудовой опыт и навыки работы в сельском хозяйстве.

Задача – расти и развиваться

Учительский труд не становился легче, но он оставался благородным и благодарным. Хотя и требовал от учителя во всех делах как общественных, так и профессиональных серьёзной подготовки. И даже в свободное личное время. В те годы важным фактором считалась работа над ростом профессионального уровня. Помимо заочной учёбы в педучилищах и институтах, посещения курсов повышения квалификации, каждый учитель получал летнее задание. Так, в целях повышения идейно – делового уровня педагога учительнице начальных классов Суховской семилетней школы П.Д. Поветкиной в летнее время предлагалось отремонтировать наглядные пособия, собрать и оформить гербарий, изучить методику преподавания русского языка в начальной школе, собрать коллекцию насекомых и прочитать книгу «Хождение по мукам».

Ученики в меру своих сил помогали своим педагогам. В этой же школе, например, второклассники за лето должны были собрать жуков, бабочек, поймать ящерицу, засушить литья деревьев и комнатных цветов, собрать камни, сделать часы и счётные палочки.

Среди учеников вклад в общее дело, инициатива и активность тоже поощрялись. Лучшие ученики получали благодарности, премии, книги и подарки, их имена помещали на Доске почёта школы. Лучшие получали награды. Так, на основании приказа директора Суховской школы Унгулова в 1957 году за активное участие в работе по изготовлению наглядного пособия и аквариума для школы присуждено звание юного техника с вручением нагрудного значка «Юный техник СССР» ученику 7 класса Алексею Адодину.

Большое значение в сельских школах Кузбасса имело трудовое производственное воспитание. После окончания сельской школы выпускники активно шли на работу в колхозы и совхозы, так как азы сельского труда и школьные знания были прочными. Многие из ребят в дальнейшем получали заочное высшее образование и продолжали жить, и достойно трудиться в сельской местности.

В завершении отметим, что тема значимости учительского труда рассматривалась на совещании в правительстве РФ в начале февраля. В своём выступлении президент страны В.В. Путин подчеркнул: «Во все времена, подобные тем, которые мы переживаем сегодня, мы отчётливо, ясно осознаём роль и значение учительского труда, деятельности педагога. Потому что именно педагог, учитель формирует в каждом из нас основы нашего мировоззрения. И от этого в значительной степени зависят устойчивость, стабильность и будущее нашего государства».

Нина Мальцева, Екатерина Попова

Подписывайтесь на наши каналы в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».